Анализ конкретных ситуаций как метод обучения школьников на уроках курса «Основы безопасности жизнедеятельности»
Образовательная область «Безопасность жизнедеятельности» как научное направление находится на стадии своего развития. Предназначением данной образовательной области является воспитание новой культуры безопасности, формирование нового мировоззрения, позволяющего видеть вест спектр опасностей и угроз современной действительности. Для достижения этих целей при обучении учащихся необходимо использовать все возможные методы обучения. Методических рекомендаций по применению методов, в целом, и наглядно-практических, в частности, конкретно для образовательной области «Безопасность жизнедеятельности» недостаточно. Поэтому проблема использования в практике предметного обучения школьников метода «Анализ конкретной ситуации» (далее «АКС») является актуальной и перспективной.
Проведенный анализ показал, что в исследованиях отмечается, что анализ конкретных ситуаций (case-study) — один из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деятельности обучающихся [1]. Метод «АКС» развивает способность к анализу жизненных и производственных задач. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, обучаемый должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуации.
Метод АКС выполняет множество различных функций, служит инструментом исследования и изучения, оценки и выбора, обучения и воспитания. Под конкретной ситуацией условимся понимать событие, которое включает в себя противоречие (конфликт) или вступает (вступило, находилось) в противоречии с окружающей средой.
Существует несколько типов ситуаций:
- Стандартная ситуация — в определенной мере типична, часто повторяется при одних и тех же обстоятельствах; имеет одни и те же источники, причины; может носить как отрицательный так и положительный характер.
- Критическая ситуация — нетипична, как правило, неожиданна, требует немедленного вмешательства.
- Экстремальная ситуация — уникальная, приводит к негативным изменениям или разрушению каких-либо объектов, процессов, взглядов, отношений, влечет за собой нравственные и материальные потери, требует привлечения незапланированных и непредусмотренных материальных и человеческих ресурсов, побуждает к радикальному пересмотру соответствующих положений, инструкций, режимов работы.
- Микроситуации. Их описание бывает, как правило, весьма лаконичным, обычно не более нескольких строк. Выражается суть конфликта или проблемы с весьма схематическим обозначением обстоятельств. Такие ситуации обычно применяются в ходе урока-лекции. Применение такой микроситуации создает возможность внести в учебный процесс элементы проблемного обучения, требует от учащихся новых самостоятельных выводов и обобщений, заостряет его внимание на изучаемом материале. Микроситуаций могут быть введены в уроки «ОБЖ» как в письменной так и в устной форме, а также с применением слайдов, диафильмов
и т. д. - Ситуации, которые служат своеобразной иллюстрацией к изучаемому материалу. Это чаще всего относительно подробное описание событий с указанием хронологических и других данных, исторически достоверное, а во многих случаях являющееся творческим обобщением характерной действительности. Такой ситуацией — иллюстрацией к теме — может послужить статья из газеты, журнала, документальный фильм
и т. д. Для формирования или совершенствования умений в применении полученных знаний наиболее применимы ситуации — проблемы, то есть ситуации, в которых учащимся предлагается не только дать анализ сложившейся обстановки, но и принять обоснованное решение. Это так называемая ситуационная задача [1].
Методика организации и проведения предметного урока с использованием метода «АКС» структурно может быть разных типов и включает следующие этапы:
I этап — введение в изучаемую проблему;
II этап — постановка задачи;
III этап — групповая работа над ситуацией;
IV этап — групповая дискуссия;
V этап — итоговая беседа.
В основе метода «АКС» лежит коллективное решение обучающимися проблемной задачи [2]. Задача может быть разнообразной, например, технической, социальной, управленческой и др. Она может требовать нахождения конкретного решения или определения совокупности действий, которые приведут к выходу из критической ситуации. Такие задачи, в отличие от традиционных учебных задач, будучи построены на реальном материале, могут не иметь однозначного решения, и могут содержать избыточную информацию или ее недостаток, то есть носят проблемный характер.
Ученые выделяют около 35 модификаций метода «АКС» (И. Г. Абрамова, 1988). Наиболее часто выделяют три вида АКС по типу рассматриваемой ситуации [3].
Ситуация-иллюстрация. На конкретном примере из практики демонстрируются закономерности и механизмы тех или иных социальных процессов и поступков, управленческих действий или технических решений, методов работы, поведения, фактов и условий. Наиболее эффектным и продуктивным способом представления ситуации при этом является ее «проигрыш» силами обучающихся.
Ситуация-оценка. Предусматривает всестороннюю оценку предлагаемой ситуации обучающимися. Для выработки оценки они могут использовать справочную литературу, конспекты, другие предусмотренные учителем (преподавателем) источники.
Ситуация-упражнение. В данном случае обучающиеся должны изучить ситуацию по специальным источникам, литературе, справочникам и задавая вопросы преподавателю. После чего они вырабатывают порядок действий.
Подбор ситуаций для использования в методе «АКС» отличается от традиционного, так как они должны отвечать ряду требований:
- в основе лежит конкретная реальная профессиональная ситуация;
- описание содержит информацию не соответствующую поставленной задаче. Часть ее является избыточной для решения задачи, а существенно важной может не хватать. Выявление и затребование недостающих данных, игнорирование лишних входит в процесс выработки решения.
- ситуация имеет достаточно много вариантов решения, отличающихся степенью достижения поставленной цели или отдельных ее элементов.
- отсутствие четко сформулированного вопроса. Задача обучающихся может на первом этапе включать поиск и формулирование проблемы, постановку задачи. Иногда это является целью всего занятия.
- дополнительным источником много альтернативности решений является различный уровень компетентности обучающихся, различие их приоритетов, мировоззрений в сочетании с многогранностью предлагаемой модели.
Метод «АКС» имеет множество вариантов реализации в практике обучения школьников по «ОБЖ». Так, например, при изучении темы урока «Наводнения» (7 класс) учащиеся должны знать (способы оповещения о наводнениях; основные мероприятия по защите населения от наводнений и их последствий); владеть навыками выполнения мероприятий по защите от наводнений; иметь представление о последствиях наводнений. При организации и проведении данного урока школьникам необходимо предлагать, например, такие задания по реализации метода «АКС»: Задание № 1. Четверо друзей выехали на рыбалку. Взяли надувную лодку, удочки и запас еды. Река находитсяв 20 км от города. На берегу реки на небольшой возвышенности они расположились на ночлег. Развели костер и легли отдохнуть. Под утро их разбудил тревожный голос товарища: «Подъем! Вода прибывает». Вокруг места ночлега много воды, река вышла из берегов. Один подросток, не сориентировавшись, сел в лодку и поплыл искать населенный пункт, другой пошел по берегу в сторону от реки. А оставшиеся поднялись на более высокий участок суши, развели костер и оставались на месте ждать помощи. Какие ошибки и кем были допущены в данной ситуации? Какова причина этих ошибок? Задание № 2. Администрация портового города было предупреждено о приближающемся циклоне. Вследствие чего произойдет подъем уровня моря. В результате чего будут подтоплены близлежащие территории. Предложите схему мероприятий в данной ситуации. Обоснуйте свое предложение. Задание № 3. В результате внезапного наводнения Вам удалось спастись на крыше своего дома. Как необходимо поступить в данной ситуации?
Таким образом, применение метода «АКС» при изучении курса «ОБЖ» способствует формированию необходимых теоретических предметных знаний, практических умений и навыков школьников, которые могут оказать неоценимую помощь действия в условиях опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера.
Литература:
1. Михайлов Л.А., Киселева Э.М., Русак О.Н. и др. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений; под ред. Л.А. Михайлова. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 288 с.
2. Активное обучение / Режим доступа: URL: www.psichology.vuzlib.net/book_o350_page34.html (дата обращения12.10.2010г.).
3. Емельянчик В.К., Капитонова М.Е. Ваши шансы избежать беды: Учеб. пособие. Сборник ситуационных задач по курсу ОБЖ. — СПб., 2002. — 120 с.
Опубликовано:
С.В. Абрамова, Е.Н. Бояров. Анализ конкретных ситуаций как метод обучения школьников на уроках курса «Основы безопасности жизнедеятельности» / Современные проблемы безопасности: направления, подходы и технологии: Материалы XV Всероссийской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 22−23ноября 2011 года / Под ред. В.П. Соломина. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2011. — 206 с. — С. 126−128.
Читать также:
- Новость с РТ
- Структура информационной образовательной среды подготовки специалиста образования в области безопасности жизнедеятельности
- Факторы развития информационной образовательной среды вуза
- Оценка сформированности профессиональных компетенций у студентов в условиях безопасной информационной образовательной среды вуза
- Проектирование безопасной информационной образовательной среды вуза
Похожие записи:
- Методическая система обучения безопасности жизнедеятельности в вузах гуманитарного профиля
- К методике формирования экологической культуры у школьников в курсе основ безопасности жизнедеятельности
- Формирование информационной компетентности специалиста образования в области безопасности жизнедеятельности
- Формирование информационной компетентности специалиста образования в области безопасности жизнедеятельности