Экология информационной среды как элемент безопасности в системе «человек-среда обитания»
В условиях ежедневного увеличения темпа нашей жизни, огромной и постоянно растущей информационной нагрузки на организм, стремительным увеличением количества информационных потоков и их интенсивности, необходимо уделять повышенное внимание качеству поступающей информации.
Информация в современных условиях приобретает весомое значение. С информацией в том или ином её проявлении человек сталкивается постоянно и повсеместно. Существующий объем информации лавинообразно увеличивается. Так, в 2006 году был создан 161 миллионов гигабайт (экзабайт) только цифровой информации, но период беспрецедентного информационного роста продолжается. Указанная цифра приблизительно в 3 миллиона раз больше объема информации, содержащейся во всех когда-либо написанных книгах.
С учетом текущих представлений о росте информационных потоков, объем информации, созданной в течение 2010 года, возрастет более чем в шесть раз и составит 988 экзабайт при общем ежегодном росте 57% (по предположениям аналитической фирмы, специализирующаяся на исследованиях рынка информационных технологий International Data Corporation (IDC) (The Expanding Digital Universe: A Forecast of Worldwide Information Growth Through 2010)), а к концу 2011 года количество такой информации десятикратно превысило уровень 2006 года (около 1800 экзабайт).
Информация может влиять на здоровье и деятельность человека:
— при воздействии различных стресс-факторов — на возникновение психо-эмоционального перенапряжения, стресса и его последствий в виде ряда заболеваний сердечно-сосудистой, нервной, пищеварительной, иммунной систем организма, онкологических болезней;
— при неожиданных изменениях в финансово-экономической сфере — на увеличение количества инсультов, инфарктов, дорожно-транспортных происшествий, уровня травматизма;
— при воздействии психосоциальных факторов — на возникновение инвалидизирующих психических расстройств, дисфункций поведенческого характера, таких, как тревожные состояния, депрессия, психосоматические нарушения, самоубийства;
— при нарушении мультикультурного диалога, идеологическом противостоянии — на возникновение межэтнических, межнациональных, религиозных войн с многочисленными жертвами, возникновение революционных процессов в гражданском обществе, социальных катаклизмов и вооруженных конфликтов, приводящих к ухудшению здоровья и к гибели множества людей.
Впервые идея экологии информации появилась в Указе Президента РФ от 20 марта1993 г. «О гарантиях информационной стабильности и требованиях к телерадиовещанию». Утвержденный этим Указом Минимальный стандарт требований к телерадиовещанию упоминает об «электронной экологии», призывая снижать информационную «загрязненность» телерадиопрограмм, повышать требования к культурному уровню
Новые информационные и коммуникационные технологии делают проблему «информационной загрязненности» еще острее, неся обществу не только новые возможности, но и новые угрозы. Распространение недостоверной информации является не только одной из форм «загрязнения» информационного пространства, но и — при определенных обстоятельствах — нарушением прав человека. Рост информационного давления на человека имеет несколько аспектов. Существует зависимость интеллекта человека и его эволюции от характера информационного потока, в который он вовлечен. Показано, что массовые средства информации, особенно электронные, оказывают существенное, как качественное, так и количественное влияние на мыслительные способности человека, способны целенаправленно формировать определенные механизмы мыслительной деятельности (А. Л. Еремин).
В начале XX века было предложено различать специальную систему знаний — «информационную экологию» как науку, изучающую закономерности влияния информации на формирование и функционирование человека, человеческих сообществ и человечества в целом, на здоровье, как состояние психического, физического и социального благополучия, разрабатывающую мероприятия по оздоровлению окружающей информационной среды (А. Л. Еремин). Взаимодействие человека с информационной средой порождает по ряду признаков проблемы, которые могут иметь экологический смысл. Кроме того, обеспечение пропаганды гуманистических идей в современном быстро меняющемся мире требует развития теории информационной экологии как доктрины выживания человечества в условиях информационной среды
Осознание приоритетной роли информации в современном мире и динамика развития информационной деятельности, по мнению М. Ф. Мизинцевой, Л. М. Королевой, В. В. Бондаря позволяют говорить о необходимости выделения специального научного направления — «информационной экологии» [1].
В соответствии с теорией системного похода, информационную экологию можно отнести к содержанию прикладной экологии, задача которой состоит в разработке принципов рационального использования ресурсов на основе сформулированных общих закономерностей организации жизни. Таким образом, объектом информационной экологии информационная среда, предметом — изучение взаимодействия человека с информационной средой для обеспечения устойчивого развития цивилизации.
***
1. Мизинцева М.Ф., Королева Л.М., Бондарь В.В. Информационная экология. — М., 2000. — 231 с.
Опубликовано:
Теоретические и прикладные проблемы науки и образования в 21 веке: сборник научных трудов по материалам Международной заочной научно-практической конференции 31 января2012 г.: в 10 частях. Часть 3; Мин. образования и науки Рос. Федерации. Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2012. — с. 24−26
Читать также:
- Новость с РТ
- Структура информационной образовательной среды подготовки специалиста образования в области безопасности жизнедеятельности
- Факторы развития информационной образовательной среды вуза
- Оценка сформированности профессиональных компетенций у студентов в условиях безопасной информационной образовательной среды вуза
- Проектирование безопасной информационной образовательной среды вуза
Похожие записи:
- Экология информационной среды как путь к безопасному существованию
- Экология информационной образовательной среды