Концептуальные подходы к определению понятия безопасной информационной образовательной среды
Информационное общество – это закономерный этап в развитии современного социума. Этап, в котором воплотился ряд тенденций, наметившихся в прежних общественных формах. Это, в первую очередь, изменение ресурсной базы производства, которая теперь связывается с тотальной информатизацией, развитием и сближением телекоммуникаций и планетарной системы связи. Главной особенностью информационного общества в современной трактовке является её экономика, основанная на знаниях. Основной парадигмой информационного общества является противоречие между колоссальными возможностями по воздействию на социальную организацию и сознание человека, предоставляемыми новыми информационными технологиями, с одной стороны, и угрозами их использования в деструктивных по отношению к индивидууму, социальной группе, нации, всему человечеству целях, с другой. В этой связи, вопросам становления и развития современной образовательной среды на основе информационной интеграции в современный социум необходимо уделять повышенное внимание.
Как и всякая среда, образовательная среда порождается теми компонентами общей среды общества (факторами, условиями, ресурсами и пр.), которые находятся в существенном взаимовлиянии с образованием, системами обучения, их методическими системами. Многие из этих компонентов (факторов влияния) создаются самим образованием, другие предоставляются внешней средой. Поэтому образовательную среду составляют и внутренние, и внешние факторы по отношению к образованию.
Для понимания термина «образовательная среда» необходимо провести его семантический разбор.
Понятие «образовательное» связано с изменением внутреннего образа в процессе осознания. В широком смысле слова, образование – процесс или продукт взаимоотношений субъектов и объектов образования по целенаправленной передачи знаний, умений, навыков от одного поколения другим.
Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права. Под образованием в законодательстве РФ понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов) [3].
Среда, в самом простом смысле, представляет собой пространство существования, окружающий мир, окружение, т.е., предполагает многомерность, некоторую сферичность неправильной формы, в которой радиус – вектор, постоянно меняет свое направление и длину. В зависимости от того, в каком направлении и насколько далеко осознается субъектом окружающий мир, зависит форма образовательной среды [1].
Развитие современной образовательной среды обусловлено следующими факторами:
Во-первых, оно обусловлено развитием педагогической системы в аспекте симметричных отношений учитель – знание – ученик (в самом общем виде), их взаимодействия и взаимовоздействия.
Во-вторых, особенностью современного образования является информатизация, вследствие чего образовательная среда стала информационной, где эти ее свойства являются неразрывно связанными.
Информационное представление образовательной среды предполагает ее преобразование в систематизированное информационное пространство, организованное, многомерное, упорядоченное.
Образовательная среда – не новое понятие. Ее связывают с образовательным процессом как часть общей среды, имеющей с ним активное взаимодействие и существенное взаимовлияние, т.е. среда существенно влияет на образовательный процесс, в то время как процесс также оказывает влияние на среду, изменяет ее и подстраивает под себя. В последнее время, вследствие перемен в образовании, интерес к образовательной среде значительно вырос, и ей стали отводить большие, чем ранее, роль и значение. Само понятие образовательной среды также было подвержено переосмыслению, рассмотрению с новых позиций и в новых аспектах.
Образовательная среда определяется как совокупность факторов, определяющих обучение и развитие личности, социокультурные и экономические условия общества, влияющие на образование, характер информационных и межличностных отношений, взаимодействия с социальной средой. То есть образовательная среда определяется существенностью воздействия (с прямыми и обратными связями) факторов и условий социальной среды на образование, результаты учебно-образовательных процессов, характер межличностных отношений, интеллектуальное и социокультурное развитие субъекта образовательного процесса.
Из определения образовательной среды непосредственно следует, что она является социальной, культурной (социокультурной) средой, имеющей экономические характеристики, выражающиеся на уровне социального заказа, целевых установок, требований к образованию, путей их реализации и выполнения. Кроме того, единство федерального культурного и образовательного пространства представляет собой один из принципов государственной политики в области образования [3].
Образовательная среда включает в себя все ресурсы социокультуры общества, поскольку они самым прямым образом создают условия образования и оказывают влияние на учебно-образовательные процессы, а многие из них (художественные произведения, фильмы и пр.) непосредственно включаются в них.
Информационная среда в структуре образовательной среды является внешним фактором для образовательного процесса. При этом:
– имеется информационный процесс, реализуемый в соответствии с социальным заказом и целями образования;
– имеется образовательная сфера, порождаемая образовательным процессом, множествами отношений между субъектами образования, между субъектами и объектами (средствами обучения, образовательными ресурсами, элементами инфраструктуры и пр.).
– имеется образовательная среда, образуемая социальными (социально-правовыми), экономическими, социокультурными факторами, отражающими жизнь, деятельность и состояние общества и определяющими развитие образовательной сферы.
Одной из проблем функционирования образовательной среды является создание необходимых условий – правовых, функциональных, экономических, информационных и пр., предоставление необходимыми факторами, положительно влияющих не формирование личности.
С точки зрения ноксологии, становление и развитие личности в социуме, в том числе в структуре образовательного процесса, потенциально связано с широким спектром опасностей, и в первую очередь, социальных опасностей.
Во-первых, недостаточно образованный человек лучше воспринимает культуру среды, лежащую на поверхности, псевдокультуру, так называемую попкультуру и т.п. Настоящая культура и духовные ценности общества окажутся ему недоступными.
Во-вторых, культуру человека составляет совокупность его интеллектуальных и духовных факторов, личных свойств. Следовательно, необходимо формирование их сбалансированного сочетания.
В-третьих, образование – это передача опыта поколений для последующего его развития. Если не произойдет восприятия базовых знаний и способов деятельности, то не будет и развития общества.
О состоянии современного образования в Российской Федерации говорится в таких документах, как «Доктрина информационной безопасности Российской Федерации», «Стратегия развития информационного общества в России», «Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы» и др. В частности, в Доктрине информационной безопасности РФ отмечается, что «…снижение духовного, нравственного и творческого потенциала населения России… существенно осложнит подготовку трудовых резервов для внедрения и использования новейших технологий, в том числе информационных».
Положения этих документов можно рассматривать и как заказ общества, и как идеологию, доктрину, стратегию образования.
Перед образованием в целом и предметным обучением стоит задача, сформировать интеллектуально-духовную систему личности ученика в соответствии с целями образования и обучения, а также подготовить эту систему к саморазвитию и самосовершенствованию в соответствии с ее информационными потребностями и познавательными интересами. Необходим переход от развития личности ученика под воздействием среды к ее саморазвитию с учетом условий и требований безопасной информационной образовательной среды.
Современные подходы к цели и задачам образования претерпевают изменения. Если раньше знания, добытые одним человеком, становились достоянием небольшой группы людей, то теперь, с появлением множества телекоммуникационных технологий, они моментально расходятся по всему свету. На этом фоне появляется новый эффект: выигрывать начинают не те страны, которые создают много знаний, а те, что умело и скоро их используют. Например, такие быстро развивающиеся страны, как Тайвань, Япония, Сингапур, Финляндия и некоторые другие, сами производят немного знаний, но их образованные граждане обучены и, главное, умеют использовать знания, добытые другими.
Это очень важная новация информационного общества, оказывающая огромное влияние на людей и качество их жизни. Она же меняет роль и социальный статус учреждений образования. Вуз не может сегодня ограничивать свою деятельность выпуском людей, которые пойдут к некоему работодателю. Здесь меняется само понятие «образование». Принципиально важно научить людей извлекать знания из хранилищ информации (банков и баз данных, ресурсов глобальных сетевых технологий и др.), генерировать новые знания в электронном виде, т.е. создавать свои совокупности знаний и информационных ресурсов (контент), актуализировать и далее – коммерциализировать свои и привлеченные знания.
С этой целью представляется необходимым пересмотреть существующие трактовки образовательной среды с целью выявления её современных особенностей в соответствии с потребностями информационного общества.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы показал, что в структуре образовательной среды учеными выделяются следующие компоненты.
Так, С. В. Тарасов полагает, что образовательная среда имеет следующую структуру:
1. Пространственно-семантический компонент (архитектурно-эстетическая организация жизненного пространства школьников, герб, традиции и др.).
2. Содержательно-методический компонент (концепции обучения и воспитания, образовательные программы, формы и методы организации обучения и др.).
3. Коммуникационно-организационный компонент (особенности субъектов образовательной среды, коммуникационная сфера, особенности управленческой культуры).
В. А. Ясвин в образовательной среде выделяет следующие компоненты:
1. Пространственно-архитектурный (предметная среда, окружающая субъектов образования).
2. Социальный (определяется особой формой общности).
3. Психодидактический (содержание образовательного процесса, способы действий, организация обучения).
Несколько иначе рассматривает структуру образовательной среды Е. А. Климов. Им выделяются:
1. Социально-контактная часть среды (личный пример, культура, опыт, образ жизни, деятельность, поведение, взаимоотношения; учреждения, организации, группы их представителей, с которыми приходится взаимодействовать; «устройство» своей группы и других коллективов, с которыми контактирует человек, реальное место человека в структуре своей группы, включенность его в другие группы и группировки).
2. Информационная часть среды (правила внутреннего распорядка, устав учебного заведения, традиции, правила личной и общественной безопасности, средства наглядности, персонально адресованные воздействия).
3. Соматическая часть среды (собственное тело и его состояния).
4. Предметная часть среды (материальные, физико-химические, биологические, гигиенические условия).
Таким образом, образовательная среда представляет собой совокупность материальных факторов образовательного процесса, межличностных отношений, которые устанавливают субъекты образования и специально организованных психолого-педагогических условий для формирования и развития личности [2].
Элементы структуры информационной образовательной среды прослеживаются в работах И.Г. Захаровой, которая рассматривает следующие элементы информационной образовательной среды [4]:
– контролирующие системы (для оценивания качества обучения);
– обучающие и тренировочные системы (создание собственных учебных компьютерных средств на основе идеи программированного обучения) – автоматизированные обучающие системы;
– система для поиска информации (что не противоречит, а напротив, способствует современному требованию к информационной компетенции, предполагает высокий уровень знаний в области поиска, структурирования и хранения информации);
– моделирующие программы (потребность моделирования или визуализации каких – либо динамических процессов);
– микромиры – особые узкоспециализированные программы, позволяющие создать на компьютере специальную среду);
Кроме того, для функционирования образовательной среды необходимы следующие функциональные компоненты:
– инструментальные программные средства познавательного характера. Для развития познавательных или когнитивных качеств личности обучаемого;
– инструментальные средства универсального характера (развитие креативных или творческих качеств личности);
– инструментальные средства для обеспечения коммуникаций (информационные телекоммуникационные сети – Интернет, куда можно включить: электронную почту, электронную конференцсвязь, видеоконференцсвязь).
Однако для эффективной работы в информационном пространстве следует сформулировать и обозначить ряд требований, так как обучение в условиях информатизации несколько отлично от обучения с традиционными формами.
– создание дополнительных условий, так как информационное образовательное пространство превосходит по своим возможностям традиционное обучение.
– создание мультимедийного методического кабинета с наглядно структурированным представлением информации, включающим источники электронных ресурсов, предназначенные для организации самостоятельной, поисково-исследовательской деятельности.
– создание учебных материалов «нового поколения» при участии специалистов в области педагогики, психологии, программирования, компьютерного дизайна.
– формирование активной позиции обучаемых к образовательному процессу, способствуя их творческой познавательной деятельности, развитию самостоятельности и инициативы.
– определение четких критериев оценивания всех дисциплин, изучаемых на курсе.
В этих условиях следует рассмотреть определенные дидактические возможности, которыми обладает информационная образовательная среда:
– незамедлительная обратная связь между учащимися;
– компьютерная визуализация информации;
– хранение больших объемов информации;
– автоматизации информационно-поисковой деятельности, обработка – результатов исследований;
– автоматизация процесса контроля над усвоением учебного материала.
Информационная образовательная среда как совокупность социальных условий, в которых протекает развитие и деятельность человеческого общества (в общей трактовке термина «среда»), как и любая другая среда деятельности (или обитания) человека, подвергается перманентному воздействию со стороны различных опасных факторов и угроз. В этой связи для устойчивого развития образовательной среды требуется обеспечить предотвращение несанкционированных и непреднамеренных негативных воздействий на неё. Таким образом, необходимо обеспечить безопасность информационной образовательной среды.
Понятие «безопасность» в качестве педагогической категории рассматривается как защищенность жизненно важных образовательных потребностей и интересов субъектов образования в различных сферах педагогической деятельности от внутренних и внешних угроз, обеспечивающую устойчивость и качество педагогического образования.
При этом безопасная информационная образовательная среда обладает конкретным позитивным потенциалом:
– преобладание диалогической направленности субъектов образования;
– позитивное отношение к основным параметрам образовательной среды у всех ее участников;
– преобладание гуманистической центрации у субъектов образовательной среды;
– высокий уровень удовлетворенности образовательным процессом в целом, и образовательной средой в частности [5].
Безопасная информационная образовательная среда представляющую совокупность объединённых посредством сетевых технологий, программные и технические средства, организационное, методическое и математическое обеспечение, предназначенное для повышения эффективности и доступности образовательного процесса подготовки специалистов [6].
Анализ методической литературы, дидактических традиций российской системы образования, а также современного состояния информационных технологий и средств телекоммуникаций, позволяет сформулировать следующие принципы, на которых должны строиться проектируемые в настоящее время информационно-образовательные среды:
Многокомпонентность – информационно-образовательная среда представляет собой многокомпонентную среду, включающую в себя учебно-методические материалы, наукоемкое программное обеспечение, тренинговые системы, системы контроля знаний, технические средства, базы данных и информационно-справочные системы, хранилища информации любого вида, включая графику, видео и пр., взаимосвязанные между собой.
Интегральность – информационная компонента среды должна включать в себя всю необходимую совокупность базовых знаний в областях науки и техники с выходом на мировые ресурсы, определяемых профилями подготовки специалистов, учитывать междисциплинарные связи, информационно-справочную базу дополнительных учебных материалов, детализирующих и углубляющих знания.
Распределенность – информационная компонента среды оптимальным образом распределена по хранилищам информации (серверам) с учетом требований и ограничений современных технических средств и экономической эффективности.
Адаптивность – информационно-образовательная среда должна не отторгаться существующей системой образования, не нарушать ее структуры и принципов построения, также должна позволить гибко модифицировать информационное ядро среды, адекватно отражая потребности общества.
Сформулированные принципы построения информационной образовательной среды делают необходимым рассмотрение её, с одной стороны, как части традиционной образовательной системы, а, с другой стороны, как самостоятельной системы, направленной на развитие активной творческой деятельности учащихся с применением новых информационных технологий.
Таким образом, безопасная информационная образовательная среда должна включать в себя совокупность технических, программных, телекоммуникационных и методических средств, позволяющих применять в образовательном процессе новые информационные технологии, осуществлять сбор, хранение и обработку данных системы образования, осуществлять поддержку образовательного процесса и автоматизацию управленческой деятельности. Содержательный потенциал безопасной информационной образовательной среды способен обеспечить становление и развитие современной личности, сформировать интеллектуально-духовную систему выпускника, обеспечить подготовку к определенной жизнедеятельности, располагающей относительно точно очерченным кругом знаний, умений, компетенций, уровнем развития мастерства и объектов, на которых оно проявляется.
Литература
1. Громкова М. Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 415 с.
2. Педагогическая психология / Под ред. Регуш Л., Орловой А. – М.: Питер, 2008. – 414 с.
3. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 (ред. от 03.12.2011).
4. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – С. 15.
5. Сыманюк Э. Э. Психологическая безопасность образовательной среды. – Пермь: Уральский ГУ, 2005.
6. Путилов Г.П., Кечиев Л.Н., Степанов П.В. Информационн-образовательная среда технического вуза на базе образовательного интернет сервера. Материалы научно-практической конф. «Профессиональное инженерно-технич. и военное образование в XXI веке», Часть 2. Москва 2001. – С. 157–158
Опубликовано:
Безопасность жизнедеятельности: наука, образование, практика : материалы II международной научно-практической конференции (28 ноября 2011 года, Южно-Сахалинск) : сборник научных статей / сост.: С.В. Абрамова, В.В. Моисеев, Е.Н. Бояров. – Южно-Сахалинск : изд-во СахГУ, 2012. – 208 с. – С. 25-31
Читать также:
- Новость с РТ
- Структура информационной образовательной среды подготовки специалиста образования в области безопасности жизнедеятельности
- Факторы развития информационной образовательной среды вуза
- Оценка сформированности профессиональных компетенций у студентов в условиях безопасной информационной образовательной среды вуза
- Проектирование безопасной информационной образовательной среды вуза
Похожие записи:
- Не найдено