Методическая система обучения безопасности жизнедеятельности в вузах гуманитарного профиля
В условиях модернизации современного образования остро стоит вопрос в систематизации теории и практики образовательного процесса с целью выявления наиболее оптимальной структуры подготовки высококвалифицированных кадров для всех отраслей науки и технологии РФ. В своем обращении к Федеральному собранию Президент РФ Д.А. Медведев отметил, что «воспитание будущих поколений самым тесным, если не сказать решающим, образом связано с модернизацией системы образования»[1].
В этих условиях объективными потребностями развития и совершенствования образования в области БЖД являются всё возрастающие техногенные нагрузки на человека, расширение круга, уровня и видов опасностей и угроз в системе «человек — природа — общество». Эти факторы требуют совершенствования содержания образования с целью повышения готовности личности к восприятию современного мира опасностей, успешного применения личных и коллективных мер безопасности, совершенствования человекозащитной и природозащитной деятельности на основе роста мировоззренческой культуры безопасности жизнедеятельности.
Субъективными факторами, влияющими на содержание образования, являются политика и идеология общества. На рубеже XXI века в политике и общественной идеологии России все чаше в качестве приоритетных задач развития выдвигаются вопросы обеспечения личной и коллективной безопасности граждан, достижения и сохранения высокого качества среды обитания, устранения глобальных негативных воздействий на природную, природно-социальную и техногенную среду.
В настоящее время безопасность жизнедеятельности выделена в самостоятельную область научного знания и на её основе сформировано содержание и структура новой образовательной области[2].
Тем самым, разработка современных подходов к интенсификации образовательного процесса в высшей школе представляет собой задачу актуальную и своевременную.
Цель исследования: разработать и теоретически обосновать методическую систему обучения безопасности жизнедеятельности в вузах гуманитарного профиля.
Объектом исследования является образование в области БЖ в вузе.
Предмет исследования: методическая система обучения безопасности жизнедеятельности в вузах гуманитарного профиля.
В качестве реализации поставленной цели предлагается решить следующие задачи:
1. Теоретически обосновать необходимость построения методической системы обучения безопасности жизнедеятельности в вузах гуманитарного профиля.
2. Описать содержание и определить структурные элементы методической системы как основы построения образования в образовательной области БЖД.
3. Обосновать направления реализации разработанной методической системы в обучении безопасности жизнедеятельности в вузах гуманитарного профиля.
Подготовка специалистов в области обеспечения безопасности жизнедеятельности человека, общества и государства на современном этапе развития общества с учетом перманентного роста разнообразных опасностей в современном мире — экологических, техносферных, антропогенных, информационных
Гуманитарное образование является одним из факторов экономического развития общества и основой духовности, духовной безопасности человека. Гуманитарный вуз, осуществляющий подготовку специалистов для самых разных сфер деятельности, так как гуманитарное знание на сегодняшний день — знание, которое не имеет смысла вне человека и его деятельности.
Профессиональное гуманитарное образование ставит новые научные и педагогические задачи, отражающие специфику этой сферы деятельности, требующей ускоренного внедрения новых современных образовательных технологий, методических систем.
Теоретический анализ литературы показал, что профессиональное гуманитарное образование направлено на передачу основных ценностей общества, культуры, природы молодым поколениям и выполняет ряд основополагающих функций[3]:
— инновационная, научно-исследовательская функция профессионального гуманитарного образования, которая связана с появлением новых знаний и гуманитарных технологий, благодаря которым общество развивается;
— воспитательная функция, которая заключается в формировании у студенческой молодежи мировоззрения, определенных нравственных качеств личности, норм поведения, с целью образования всесторонне развитой личности, вооруженной передовыми идеями и технологиями, воспитания патриотизма и гражданственности тех общечеловеческих ценностей, которые оказались завуалированными в период перестройки общества в России;
— функция воспроизводства универсальной и национальной культуры, а также передача и воспроизводство существующей социальной структуры на основе реализации той или иной деятельности;
— адаптивная функция предполагает развитие способности студентов адаптироваться к профессиональным и социальным ролям по мере освоения профессиональной деятельности;
— функция кумулятивности знаний, накопленных другими науками (социологической, психологической, философской и др.), в развитии научных основ профессиональной деятельности и профессионального образования.
Тем самым, развитие системы образования в вузе связано с актуализацией инновационных образовательных технологий, разработкой современных методических систем. Анализ методической литературы в показывает, что под методической системой в настоящее время чаще всего понимают:
1) совокупность взаимосвязанных компонентов: цели, методический стиль и организационные формы, необходимые для создания целенаправленного и строго определенного педагогического воздействия на формирование личности с заданными качествами и на реализацию учебно-воспитательного процесса (Смыковская Т. К., 2006);
2) совокупность взаимосвязанных элементов: цели, содержания, форм, методов и средств учебной деятельности, направленных на саморазвитие, самосовершенствование, «самодостраивание» личности при диалектическом взаимодействии субъектов образовательного процесса, предполагающего приобретение профессионально и личностно значимых качеств, востребованных обществом (Брякова И.Е., 2010);
3) совокупность взаимосвязанных целевого, содержательного и процессуального компонентов обучения дисциплинам, которая обеспечивает результативность соответствующего педагогического процесса, рассматривается с учетом дидактико-методических особенностей (Шевченко Е.М., 2006);
4) процесс предметной подготовки как совокупности структурных компонентов: мотивационно-целевого, содержательного, операционно-деятельностного и оценочно-результативного (Груздева М.Л., 2008).
Тем самым, обобщая предлагаемые различными авторами определения и основываясь на ведущей роли целей, задач и принципов к содержанию, процессу и результатам образования в области БЖД, выделим основные элементы методической системы обучения безопасности жизнедеятельности в вузах гуманитарного профиля: целевой компонент, мотивационный компонент, проектировочный, содержательный, процессуальный, оценочно-результативный. Рассмотрим содержание данных компонентов.
1. Целевой компонент детерминируется общими целями и задачами высшего профессионального образования в университете и профессионально-значимыми качествами личности специалиста безопасности жизнедеятельности на основе социального заказа на подготовку такого специалиста. Современные социально-экономические условия РФ предъявляют к профессиональному образованию в области безопасности жизнедеятельности следующий спектр требований:
— формирование ноксологических знаний, умений, компетенций, ценностей (об опасностях и угрозах в окружающей человека природно-социальной среде и техносфере);
— удовлетворение потребности в образовании в области БЖД, самообразовании, безопасной деятельности;
— формирование культуры безопасности жизнедеятельности;
— формирование профессиональной готовности к образованию в области БЖД;
— ведение научно-практической деятельности в области техносферной безопасности (создание комфортного жизненного пространства человека, не оказывающего негативного влияния на природно-социальную среду).
При построении методической системы подготовки специалиста безопасности жизнедеятельности мы опирались на принципы профессиональной подготовки: философско-методологические, дидактико-методические и специфические. Принципы позволили определить теоретические основы подготовки специалиста безопасности жизнедеятельности и произвести отбор содержания учебного материала в соответствии с его профессионально-квалификационной характеристикой и требованиями к уровню подготовки Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
2. Мотивационный компонент включает в себя совокупность внешних и внутренних побуждений, индивидуальных стремлений и рациональных доводов, на основе которых принимается аргументированное решение о:
— ведении деятельности в области БЖД;
— образовании и самообразовании в соответствии с требованиями безопасного поведения на основе развития культуры безопасности жизнедеятельности.
3. Проектировочный компонент включает в себя
— ведущие идеи, законы, закономерности безопасности жизнедеятельности;
— критерии оценки профессиональной готовности и грамотности в области БЖД;
4. Содержательный компонент системы определяется целями и задачами образования в области безопасности жизнедеятельности и соответствующим содержанием учебных планов для студентов. Содержание образования в области БЖД включает в себя инвариантную и вариативную части ФГОС ВПО.
Требования Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования обеспечивают преемственность и согласованность процесса обучения безопасности жизнедеятельности и определяют конечный уровень и качество обучения будущего специалиста, его профессиональное и социальное становление.
Кроме того, теоретические основы подготовки специалиста безопасности жизнедеятельности включают составляющие части содержания концепции непрерывного образования, концепции образования в области безопасности жизнедеятельности и современной педагогической концепции.
5. Процессуальный компонент рассматриваемой системы включает в себя элементы процесса обучения студентов в вузе. Он представлен методами обучения (научными, исследовательскими, учебно-практическими, учебно-теоретическими). Также к процессуальному компоненту относятся средства обучения, которые, в свою очередь, делятся на дидактические средства обучения, средства технического обучения и материально-технические средства. Современный образовательный процесс подготовки студентов подразумевает наряду с традиционными дидактическими средствами обучения (учебники, научная литература, справочники, нормативно-технические документы и др.) и средствами технического обеспечения (лабораторное оборудование, тренажеры и др.) широкое внедрение и использование персональных компьютеров и интерактивного мультимедийного оборудования (виртуальные доски, средства аудиовизуальной демонстрации и др.), а также электронной системы дистанционной поддержки предметной подготовки студентов.
Кроме этого, процессуальный компонент системы включает в себя также различные формы обучения студентов. К таковым относятся: аудиторные занятия (лекции, лабораторно-практические и семинарские занятия); внеаудиторные занятия, которые представляют собой самостоятельные работы студентов в виде контрольных работ, заданий на моделирование и др. В настоящее время наибольшее распространение в самостоятельной подготовке студентов получили компьютерные on-line тесты, являющиеся как средством контроля, так и средством получения новых предметных знаний.
Особое значение в подготовке студентов имеют разного вида практики. Практика способствует формированию и развитию знаний, умений и навыков, формированию компетенций, профессиональных качеств личности будущего специалиста безопасности жизнедеятельности, а также даёт возможность студенту проявить себя специалистом в сфере безопасности жизнедеятельности, что способствует развитию у студента таких качеств, как умение транслировать и проектировать полученные в университете предметные знания населению и подрастающему поколению.
6. Результативно-оценочный компонент включает в себя промежуточные и итоговые результаты функционирования системы подготовки специалиста безопасности жизнедеятельности. Промежуточный контроль направлен на получение информации о ходе образовательного процесса по подготовке специалиста безопасности жизнедеятельности и включает в себя такие элементы, как контрольные и тестовые работы, коллоквиумы и др. Их, в свою очередь, можно считать промежуточным контролем знаний и умений студентов, который может быть проведен на лабораторно-практических и семинарских занятиях по дисциплинам предметной подготовки. Также к промежуточному контролю относятся зачеты и курсовые экзамены, которые являются критерием окончания изучения предметных дисциплин на разных периодах обучения студентов в университете. Итоговый контроль в виде государственного экзамена и выпускной квалификационной работы следует считать как оценку степени достижения результатов обучения студентов по окончанию университета.
Анализ результативно-оценочного компонента позволит определить степень соответствия уровня подготовки выпускника университета требованиям ФГОС ВПО, а также требованиям к личности и профессиональной деятельности специалиста безопасности жизнедеятельности: образованность, воспитанность; уровень развития мировоззренческих установок; развитие интеллектуальных качеств; грамотность; развитие культуры безопасности и его профессиональную готовность и компетентность. Кроме того, реализация данного компонента позволяет делать прогноз успешности профессиональной деятельности выпускников.
Методическая система обучения безопасности жизнедеятельности в вузах гуманитарного профиля строится в соответствии со следующими принципами:
— принцип системности, обеспечивающий построение, функционирование и развитие образования в области безопасности жизнедеятельности как системы. Принцип системности приводит к интеграции различных предметных знаний, умений, навыков и компетенций, способствующих формированию профессиональной готовности студентов;
— принцип научности, гарантирующий включение в содержание образования строго выверенных, достоверных научных понятий и фактов, определяющих состав и сущность теории безопасности, законов, закономерностей, понятий и фактов;
— принцип интеграции, предполагающий взаимопроникновение, взаимосвязь и единства идей, целей, содержания и процесса образования в области БЖД и оказывает существенное влияние на все компоненты методической системы. Интеграция является необходимым условием и средством качественной подготовки студентов.;
— принцип дифференцированности, определяющийся различными уровенями самостоятельности студентов;
— принцип единства интеграции и дифференциации, объединяющий объективные взаимосвязанные процессы, имеющие место в науке, технике, образовании. Данный принцип обусловлен интегративным характером самого предметного знания и законами социально-экономического, социально-экологического и социально-педагогического развития;
— принцип модульности, обеспечивающий вариативность содержательного компонента методической системы;
— принцип гуманизации, реализующийся в возможности выбора студентами индивидуальных образовательных маршрутов, включением в содержание образования востребованных видов деятельности;
— принцип фундаментальности, являющимся ведущим при построении содержательного компонента методической системы, обеспечивающий гарантии образовательного потенциала от морального старения знаний;
— принцип технологичности, предусматривающий четкую последовательность учебных дисциплин, различных видов практик; требует систематизации знаний, умений и навыков и нацеливает на поэтапное изучение дисциплин в вузе. Роль данного принципа проявляется в процессуальном компоненте методической системы;
— принцип ориентации на личностное восприятие и ценностную ориентацию, который определяется психолого-педагогическим подходом к отбору информации и учётом уровня личностного развития субъектов образовательного процесса. Данный принцип реализуется во взаимодействии субъектов образовательного процесса с окружающей его природно-социальной средой;
— принцип экологизации, рассматривающийся как главное условие существования человечества. Экологическая ситуация, сложившаяся на современном этапе развития Земли, усиление приоритета личности диктуют необходимость усиления гуманизма во взаимоотношениях личности, общества, природы и усиления гуманизации и экологизации содержания образования в области БЖД;
— принцип взаимосвязи экологизации, социализации и профессионализации личности и её безопасного существования, реализующийся через социальную сферу, согласованное поведение людей и четко регламентированные социальные нормы — законы, правила, традиции, науку, политику. Данный принцип направлен на формирование и развитие нового мировоззрения,
Опираясь на исследования И.Е. Бряковой, и анализируя требования, предъявляемые к построению и функционированию разрабатываемой методической системы, выделим основные принципы её функционирования:
— принцип открытости, реализующийся в постоянном информационном взаимообмене с образовательной средой системы уровневого образования;
— принцип непрерывности, определяющий ориентацию на саморазвитие и самообразование студента;
— принцип управляемости и самоуправляемости, реализующийся в наличии общей цели у всех её субъектов, позволяющей ей перестраиваться и самоорганизовываться, наращивая созидательный научный потенциал;
— принцип диалогичности системы, проявляющийся в её ориентации на режим диалога между всеми субъектами образовательного процесса, гуманистические отношения, основанные на эмоциональном комфорте;
— принцип этапности методической системы, который обеспечивает в процессе формирования компетентности вообще, а также переход от теоретических знаний к практическим умениям и навыкам безопасного поведения;
— принцип ориентации на переход от интуитивного действия в ситуации неопределённости к осознанному решению проблемных, ситуационных задачи;
— принцип соответствия форм и методов работы преподавателя характеру изучаемого материала с учётом специфики конкретных дисциплин;
— принцип творческого развития и саморазвития личности, реализующийся через становление личности безопасного типа поведения;
— принцип сотрудничества, реализующийся на основе взаимодействия между субъектами методической системы, стимулирующий активизацию познавательной деятельности студента, его сознательное творческое учение.
Таким образом, сущность методической системы проявляется в комплексной реализации философских, педагогических, методических принципов, которые выступают в качестве принципов построения и функционирования рассматриваемой методической системы.
Рассмотренные принципы характеризуют отбор содержания образование в области БЖД, построение образовательного процесса в вузе и оказывает влияние на содержание и функционирование компонентов методической системы. Совокупность вышеизложенных принципов в их взаимодействии даёт целостную характеристику процесса построения методической системы обучения безопасности жизнедеятельности в вузах гуманитарного профиля.
Эффективность методической системы обеспечивается принципами её построения и принципами её функционирования. Следовательно, в процессе подготовки студентов в области БЖД происходит взаимообусловленное и взаимосвязанное развитие личности, её социализация и совершенствование профессионализма в образовательном пространстве БЖД, что обусловливает становление духовно развитой культурной личности, обладающей целостным гуманистическим мировоззрением, активно реализующей свои творческие силы и способности в профессиональной деятельности, и является важным условием успешного развития методической системы БЖД на современном этапе развития высшего профессионального образования.
Список используемой литературы
1. Послание Президента Федеральному Собранию / Режим доступа: www.kremlin.ru/news/9637 (дата обращения:29.05.2011г.).
2. Белов С.В., Девисилов В.А. Концепция образования в области безопасности жизнедеятельности // БЖД. 2001. № 3. С. 38.
3. Лагусева Н.Н., Морозова Г. П. Планирование карьеры специалиста в гуманитарном вузе: теория и практика. Монография. — М., 2007. — 169 с. — С. 57.
[1] Послание Президента Федеральному Собранию / Режим доступа: www.kremlin.ru/news/9637 (дата обращения:29.05.2011 г.)
[2] Белов С.В., Девисилов В.А. Концепция образования в области безопасности жизнедеятельности // БЖД. 2001. № 3. С. 38
[3] Лагусева Н.Н., Морозова Г. П. Планирование карьеры специалиста в гуманитарном вузе: теория и практика. Монография. — М., 2007. — 169 с. — С. 57
Опубликовано
Абрамова С.В., Бояров Е.Н., Рублев В.М. Методическая система обучения безопасности жизнедеятельности в вузах гуманитарного профиля // European Journal of Social Sciences («Европейский журнал социальных наук»). — 2012. — № 3(19). — С. 337−344.
Читать также:
- Совбез одобрил проект основ госполитики в сфере информбезопасности
- Патрушев рассказал о новой стратегии информационной безопасности
- Матвиенко призвала формировать цифровую грамотность россиян
- Совбез одобрил проект основ госполитики в сфере информбезопасности
- Структура информационной образовательной среды подготовки специалиста образования в области безопасности жизнедеятельности
Похожие записи:
- К методике формирования экологической культуры у школьников в курсе основ безопасности жизнедеятельности
- Формирование информационной компетентности специалиста образования в области безопасности жизнедеятельности
- Формирование информационной компетентности специалиста образования в области безопасности жизнедеятельности
- Анализ конкретных ситуаций как метод обучения школьников на уроках курса «Основы безопасности жизнедеятельности»