Методика развития познавательного интереса школьников на уроках основ безопасности жизнедеятельности
Реализация принципов гуманизации, экологизации, интеграции, валеологизации в современном образовании способствует изменению содержания предметного обучения (ОБЖ) [2].
Данное обстоятельство послужило условием для создания интегрированного содержания в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» 8 класса двух разделов «Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи» и «Основы здорового образа жизни», целью которых является формирование потребности здоровья у подрастающего поколения. Основополагающими данного раздела являются знания по основам безопасности жизнедеятельности, химии, экологии, валеологии, биологии, основам медицины, анатомии, физиологии, психологии и гигиене человека.
Содержание курса ОБЖ 8 класса мы построили в соответствии с базовым уровнем знаний по основам безопасности жизнедеятельности и ориентировали учащихся на глубокое понимание человека, как живого организма во взаимосвязи с окружающей его природно-социальной средой.
Благодаря внедрению знаний по экологии, биологии и валеологии в курс «ОБЖ» 8 класса, мы имели возможность рассмотреть более подробно влияние факторов окружающей природно-социальной среды на организм человека и его функциональные особенности, сформировать и развить понятия «здоровье», «здоровый образ жизни», «факторы, формирующие здоровье», «факторы, разрушающие здоровье», «болезнь» и др.; воздействие опасных факторов в чрезвычайных ситуациях техногенного характера и оказания первой медицинской помощи при них.
Анализ школьного учебника «Основы безопасности жизнедеятельности» (авторы учебника С.Н. Вангородский и др.) показывает, что на изучение разделов «Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи», «Основы здорового образа жизни» отводится всего 39 страниц. Кроме того, вопросы и задания для закрепления полученных предметных знаний на уроках учащимися носят репродуктивный характер, их крайне мало и при ответе от школьников требуется только воспроизведения текста учебника [3].
Мы считаем, что высокая практическая значимость учебного материала по курсу «ОБЖ», а также разнообразные методы обучения будут способствовать развитию познавательного интереса учащихся к учебному предмету в целом, и особенно к учебному материалу о здоровом образе жизни, правилах оказания первой медицинской помощи в частности. При этом познавательный интерес школьников будет оказывать влияние на уровень формирования и развития межпредметных (интегрированных) понятий.
В связи с этим, интеграция знаний по биологии, химии, экологии и валеологии дает возможность представить в содержании раздела «Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи» и раздела «Основы здорового образа жизни» межпредметные понятия. Так, например, глава 1. «Первая медицинская помощь при поражении аварийно химически опасными веществами» включает такие межпредметные понятия, как: воздействие химических веществ на организм человека; пути проникновения веществ в организм человека; общие признаки химического отравления; первая помощь при поражениях опасными химическими веществами; токсическое вещество; признаки удушающего действия АХОВ на организм человека; концентрация химических веществ; приемы искусственного дыхания; первая медицинская помощь при поражении АХОВ удушающего и общеядовитого действия; ядовитое вещество; энергетический обмен в организме человека; признаки отравления АХОВ общеядовитого действия; химическое вещество (кислота, оксид и др.); нервный импульс; механизм нервной регуляции; первая медицинская помощь при отравлении; признаки отравления организма человека аммиаком; первая медицинская помощь при поражении нейротропными АХОВ; тяжелые металлы и их соединения; деятельность человека, отрасли промышленности и производство веществ; пути поступления тяжелых металлов в организм человека; загрязнение окружающей среды тяжелыми металлами и их соединениями; функциональные изменения систем органов под воздействием тяжёлых металлов; воздействие вредных факторов на человека; факторы, разрушающие здоровье человека; первая медицинская помощь при отравлении солями тяжелых металлов и мышьяка; термохимический ожог; растения, вызывающие химические ожоги; первая медицинская помощь при ожогах химическими веществами.
Глава 2. «Первая медицинская помощь при бытовых отравлениях» включает такие межпредметные понятия, как: пестициды (бытовые инсектициды); пищевые химикаты (уксусная эссенция, столовый уксус, пергидроль и др.); пути попадания в организм человека; первая медицинская помощь при отравлении бытовыми химикатами; минеральные удобрения, используемые в с/х; экологическое значение минеральных удобрений для окружающей среды; пути поступления веществ в организм человека; первая медицинская помощь при отравлении минеральными удобрениями.
Глава 1. «Физическая культура и закаливание» включает такие межпредметные понятия, как: закаливание организма человека; здоровый образ жизни; здоровье человека (психологическое и физиологическое), «болезнь»; значение занятий и упражнений физкультурой и спортом для здоровья человека; качество питьевой воды и её значение для человека; организм человека (школьника) как система; основные условия сохранения и приумножения здоровья: физическая нагрузка, рациональное питание, психоэмоциональное состояние; правила использования факторов окружающей среды для закаливания организма человека; природные факторы закаливания организма; приспособленность (адаптация) организма человека к окружающей среде; состав воздуха и его воздействие на функциональные системы человека; традиционные и нетрадиционные способы укрепления здоровья; факторы, разрушающие здоровье; факторы, формирующие здоровье.
На изучение данного учебного содержания отводится 68 часов, по два часа (урока) в неделю.
В целом, логическое формирование и развитие межпредметных понятий способствует реализации главной задачи данных разделов ОБЖ — формированию потребности здоровья у школьников, формированию умений и навыков защитить свое здоровье от воздействия неблагоприятных и опасных факторов природно-социальной среды, что является актуальным на сегодняшний день.
При изучении данных разделов курса «ОБЖ» учащиеся должны знать: особенности строения и функции органов и систем органов, организма в целом; возрастные, индивидуальные особенности развития организма человека; сущность здоровья и здорового образа жизни; правила гигиены и санитарии; теоретические основы оказания первой медицинской помощи; особенности действия факторов среды на здоровье человека; последствия влияния вредных привычек на организм человека; основные факторы, формирующие здоровье человека.
Учащиеся должны уметь: распознавать органы и системы органов в организме человека; прослеживать взаимосвязь работы органов и систем органов; понимать причины нарушения деятельности органов и систем органов; оказывать первую медицинскую помощь; применять способы сохранения и укрепления здоровья; пользоваться правилами гигиены и санитарии; выполнять практические и лабораторные работы с использованием приборов, а также осуществлять самонаблюдения; самостоятельно работать с учебником и научной литературой [1].
В исследованиях Г. И. Щукиной показано, что на первых порах познавательный интерес может появляться стихийно, отражая ступень осознания учащимися потребности знаний, а затем приобретает постоянный характер. Поэтому каждый учащийся проявляет свою эмоцию, чувства и переживания по-разному [4].
Проведенные на уроках ОБЖ наблюдения показали, что привлечение внимания к изученному материалу достигается путём новизны содержания материала и организации различной деятельности учащихся на уроках. Новизна материалов всегда вызывает отклик чувств и эмоций учащихся. Целесообразно на уроке сочетать новый и пройденный материал, давая возможность общения учащихся с учителем и с одноклассником. В процессе общения происходит познание своих умственных возможностей, которое является сильным побудителем познавательного интереса. По мнению Г. И. Щукиной именно в общении происходит сравнение собственных успехов с успехами других школьников, когда результаты деятельности оценивается сверстниками и учителем, благодаря чему укрепляется интерес к самопознанию [4 и др.].
Кроме этого, мышление подростка конкретно-образное, логически мыслить и рассуждать ему ещё трудно, его надо этому учить. Чтобы добиться активной умственной деятельности всех учащихся на уроке, необходимо её сопровождение эмоциональными переживаниями детей. Такой подход в процессе обучения помогает воспитать положительное отношение к учению, вызывает и укрепляет интерес к приобретению знаний.
Результаты исследования и анализ литературы дали нам основание полагать, что активная мыслительная работа осуществляется в разнообразной деятельности учащихся, способна удовлетворить их потребности и раскрыть индивидуальные склонности, что в целом способствует целенаправленному развитию познавательного интереса.
Организация учебного процесса в экспериментальном исследовании осуществлялась с применением разнообразных методов, методических приёмов и форм обучения, которые были направлены на активизацию профессиональной деятельности учащихся.
Наблюдения на уроках ОБЖ показали, что обучение для учащихся становиться более привлекательным только тогда, когда они включаются в разнообразную деятельность. Разнообразные методы преподавания уроков позволяют учащимся раскрыть свои умственные возможности и повысить интерес к предмету.
В соответствии с содержанием раздела «Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи» и раздела «Основы здорового образа жизни» 8 класса ОБЖ мы применяли такие методы и методические приемы обучения, так:
1. Заполнение таблиц и составление логических схем с использованием различных условных обозначений, которые помогают учащимся обобщать знания, устанавливать связи между процессами и строением организма, выяснять причинно-следственную зависимость. Логические схемы способствуют формированию умения выделять главное и делать выводы. Учащихся, используя логические схемы при ответах, последовательно излагают свои знания, испытывают удовлетворение от них, что вызывает у школьников желание повторить свой успех. Исходя из психических особенностей подростков, необходимо отметить, что у детей с математическим складом ума составление схем вызывают особый интерес.
2. Вопросы частично-поискового и проблемного характера, отвечая на которые учащиеся получают основные знания, используя дополнительные источники. Проблемные вопросы активизируют внимание учащихся, способствует сознательному освоению учебного материала, и формируют умения и навыки работать самостоятельно. Кроме этого, проблемные вопросы может решать сам учитель, размышляя вслух и этим побуждая во время рассказа класс учеников к логическом мышлению, соучастию в решении проблемы, к добыванию новых знаний.
3. Рассказ-беседа применяется при ознакомлении школьников с интересными жизненными фактами выживания человека в экстремальных условиях. Данный материал создает необычную эмоциональную обстановку во время урока. За счет ограниченности урока остаётся много недосказанного, что влечёт учащихся к поисковой работе, направляя их познавательный интерес в нужное для учителя русло.
Основной формой организации деятельности школьников по развитию их познавательного интереса остается урок, который даёт возможность учащимся проявить свои умственные способности и почувствовать себя активными его участником в овладении учебным материалом.
Обязательным элементом урока, на наш взгляд, является самостоятельная работа, которая требует от учащихся мыслительной деятельности. Мы считали, что самостоятельная работа будет оказывать положительное влияние на развитие познавательного интереса в случае целесообразного отбора её содержания. Как показывают наши исследования, любой вид самостоятельной работы вызывает интерес учащихся к учебному предмету основы безопасности жизнедеятельности.
Познавательная самостоятельная работа осуществляется учениками дома и на уроках. Домашняя самостоятельная работа включает в себя работу с учебником и научной литературой, направляет на дальнейшее осмысление, углубление и закрепление знаний. Работа учащихся с учебником сводится к формированию и развитию предметных понятий и терминов. Систематизация знаний обеспечивает прочное запоминание изученного материала. В заключение работы с учебником учащимся рекомендуется проводить самоконтроль, то есть отвечать на вопросы в конце параграфа. Прочные знания, полученные в рамках школьной программы, побуждают учащихся к овладению большим кругом учебных вопросов, что мы рассматриваем как проявление интереса к предмету.
Нами были предложены такие виды самостоятельной работы для школьников, как: тестовые задания и контрольные вопросы по теме; заполнение схем и таблиц по изученной теме; написание докладов, сообщений, рефератов; создание опорных конспектов; проведение самонаблюдений; проведение лабораторных работ и др.
Приведем примеры возможных вариантов методов обучения и заданий для развития интереса школьников на уроках курса «ОБЖ».
Метод дискуссии — вид словесного метода; по вопросам учителя, требующим размышлений, учащиеся на уроке свободно высказывают и внимательно слушают мнения выступающих. Тема урока «Первая медицинская помощь при отравлении солями тяжелых металлов и мышьяка» — задание: Дайте обоснованный ответ на вопрос: почему опасно загрязнение окружающей среды тяжелыми металлами, радиоактивным стронцием?
Тема урока «Закаливание организма» — задание: Доказано, что люди физического труда легче переносят холод и болеют меньше, чем незакаленные. Опираясь на знания о терморегуляции, объясните:
- Причину данного факта;
- Какая связь существует между закаленностью организма и развитием мышц?
- Почему закаливание природными факторами (воздухом, солнцем, водой) надо сочетать с мышечной работой и физическим трудом, спортом?
Тема урока «Правила использования факторов окружающей среды для закаливания организма» — задание: Как вы понимаете древние изречения: «В здоровом теле — здоровый дух», «Здоровое тело — продукт здорового рассудка».
Тема урока «Правила использования факторов окружающей среды для закаливания организма» — задание: Ответьте на вопросы беседы:
- Каковы факторы, вредящие здоровью?
- Что такое защитно-приспособительные реакции организма?
- Почему боль и повышение температуры являются защитными реакциями организма?
- В чем польза и вред лекарств?
- Как умение общаться с людьми помогает сохранить здоровье?
Метод эвристической (частично-поисковой) беседы — Вид словесного метода; учащиеся решают проблемные вопросы и добывают часть новых знаний в процессе дискуссий, коллективных размышлений, индуктивных и дедуктивных умозаключений, опираясь на свои знания. Тема урока «Первая медицинская помощь при отравлении солями тяжелых металлов и мышьяка» — задание: Осмыслите приведенные факты и ответьте на поставленные вопросы:
- На химических заводах людям, имеющим дело с солями тяжелых металлов — меди, свинца, ртути, дают пить молоко. Какими особенностями обмена названных металлов это объясняется?
- Химический анализ волосяного покрова останков некоторых исторических деятелей позволил установить отравление их солями мышьяка. Какими особенностями обмена соединений мышьяка это объясняет?
- В печени образуется мочевина. Какой путь (через какие органы и кровеносные сосуды) она пройдет в организме человека до удаления из организма?
Тема урока «Занятия физкультурой и спортом» — задание: Подумайте:
- Как влияет мышечная работа человека (физический труд, спорт и спортивные игры, ходьба и др.) на деятельность кровеносной, дыхательной, пищеварительной и мочевыделительной систем;
- Как влияет малоподвижный образ жизни человека (гиподинамия) на деятельность названных систем органов в организме человека?
- Как влияет мышечная работа человека на обмен веществ и энергии между организмом и внешней средой. Объясните почему. Постарайтесь доказывать свои мысли конкретными примерами.
Метод самостоятельной работы с учебником — все учащиеся самостоятельно, без непосредственного участия учителя, но по его заданию, читают учебник и преобразовывают текст в план, таблицу, схему и другие формы записи в тетрадях. Тема урока «Первая медицинская помощь при ожогах химическими веществами» — задание: пользуясь учебником, заполните таблицу: «Первая помощь при ожогах химическими веществами», графы таблицы (виды ожога, признаки, первая помощь, меры предупреждения).
Частично-поисковый лабораторный метод — учащиеся решают проблемный вопрос и добывают часть новых знаний путем самостоятельного выполнения и обсуждения эксперимента, самонаблюдения или работая с натуральным раздаточным материалом. До лабораторной работы учащимся известна лишь ее цель, но не ожидаемые результаты. Уроки по теме «Основы здорового образа жизни» — домашнее задание: На основе результатов повседневных самонаблюдений за пульсом заполните таблицу: «Влияние образа жизни на кровообращение»
Образ жизни человека |
Изменения |
||
работы сердца |
кровяного давления |
скорости движения крови |
|
Систематическая мышечная активность (физические упражнения и работа) | |||
Сидячий образ жизни |
Вывод по работе
Анализ литературы и наблюдения на уроках ОБЖ показали, что самостоятельная работа способна оказывать положительное влияние на развитие познавательного интереса в случае, если: задания посильны для выполнения учащимися; школьникам дана инструкция о порядке выполнения работы; соблюдена четкая организация деятельности учащихся; оказывается дифференцированная индивидуальная помощь учащимся; за самостоятельной работой следует контрольная.
Таким образом, мы можем утверждать, что источником познавательного интереса является активная, познавательная деятельность, которая, будучи педагогически верно организованной, приносит школьникам радость, удовлетворение от мыслительной деятельности и чувство собственного достоинства, что оказывает положительное влияние на качество знаний учащихся. Кроме того, изучение дополнительной научной литературы, различные интересные факты, связь теории с жизнью развивают и углубляют знания школьников, помогают им чувствовать себя активными участниками в учебно-воспитательном процессе, что способствует раскрытию умственных способностей учащихся и развивает познавательный интерес к учебному предмету.
Литература
- Латчук, В. Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 кл. [Текст]: Метод. пособие / В. Н. Латчук, В. В. Марков, А. Г. Маслов. — М.: Дрофа, 2004. — 128 с.
- Михайлов, Л. А. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. А. Михайлов, Э. М. Киселева, О. Н. Русак, Т. А. Беспамятных, В. П. Соломин и др.; под ред. Л. А. Михайлова. — М.: Издательский центр, «Академия», 2009. — 288 с.
- Основы безопасности жизнедеятельности. 8 кл. [Текст]: учебник для общеобразоват. учреждений / С. Н. Вангородский, М. И. Кузнецов, В. Н. Латчук, В. В. Марков. — М.: Дрофа, 2006. — 254 с.
- Щукина, Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся [Текст] / Г. И. Щукина. — М.: Педагогика, 1988. — 208 с.
Опубликовано:
С.В. Абрамова, Е.Н. Бояров. Методика развития познавательного интереса школьников на уроках основ безопасности жизнедеятельности / Современные проблемы экологии, безопасности жизнедеятельности и здоровья человека: теоретические и практические аспекты: материалы Всероссийской научно-практической конференции 6−7 декабря 2011 года/ ФГБОУ ВПО «Соликамский государственный педагогический институт; Н.Ю. Сугробова, составление. — Соликамск: СГПИ, 2012. — 132 с. — С. 4−13.
Читать также:
- Новость с РТ
- Структура информационной образовательной среды подготовки специалиста образования в области безопасности жизнедеятельности
- Факторы развития информационной образовательной среды вуза
- Оценка сформированности профессиональных компетенций у студентов в условиях безопасной информационной образовательной среды вуза
- Проектирование безопасной информационной образовательной среды вуза
Похожие записи:
- Не найдено