Модульная технология в преподавании дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в вузе
Основная цель современной высшей школы состоит в том, чтобы создать такую систему обучения, которая бы обеспечивала образовательные потребности каждого студента в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Для достижения этой цели необходимо кардинально поменять парадигму деятельности студента и преподавателя в учебном процессе. Важнейшая задача современного профессионального образования — не только передача студентам знаний, но и использование эффективных путей усвоения информации, профессиональных умений и компетенций, разработка форм и методов управления познавательной и практической деятельностью, создание условий, при которых достигаются оптимальные результаты в развитии способностей обучающихся.
Построение учебно-воспитательного процесса с учетом потребностей и возможностей каждого студента возможно только лишь с применением новых образовательных технологий, так как традиционная методика обучения, основу которой составляет объяснительно-иллюстративный метод, не позволяет педагогу раскрыть все способности обучающихся, заинтересовать их, что влияет на качество знаний и умений. Данное положение приводит к усилению противоречия между требованиями обучающихся в развитии своих склонностей, интересов и традиционной малоактивной системой обучения. Тогда как одно из ведущих положений теории деятельности для эффективного обучения предполагает такую его организацию, при которой обучающийся сам оперирует учебным содержанием, и только в этом случае оно усваивается осознанно и прочно, а также идет процесс развития интеллекта студента.
Таким образом, проблема исследования заключается в необходимости обоснования применения в образовательной области «Безопасность жизнедеятельности» современных педагогических технологий, к которым относится модульное обучение.
В современных условиях при возрастании объема информации обучение строится на основе различных подходов, таких, например, как личностно-ориентированный, развивающий, мотивированный и др.
Современная парадигма состоит в том, что обучающийся должен учиться сам, а преподаватель — осуществлять мотивационное управление его учением, то есть мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать. Перевод обучения на субъект-субъектную основу требует такой педагогической технологии, которая бы обеспечила ученику развитие его мотивационной сферы, интеллекта, самостоятельности, коллективизма, склонностей, умении осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью.
Решение поставленной задачи во многом зависит от использования в образовательной области «Безопасность жизнедеятельности» современных инновационных образовательных технологий, в том числе, модульной технологии обучения. Ее привлекательность объясняется ориентированностью на развитие учебной и познавательной деятельности студентов, повышение мотивации к учению, применении индивидуального подхода к обучению.
Под модульным обучением понимается такая организация процесса обучения, в которой обучающийся работает с учебным содержанием, организованным в виде модулей [1, 2].
При этом модуль представляет собой целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им.
Содержание модульного обучения состоит в том, что студент самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, в который объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению содержанием.
Модуль выступает средством модульного обучения, так как в него входит: целевой план действий, банк информации, методическое руководство по достижению дидактических целей. Именно модуль может выступать как программа обучения, индивидуализированная по содержанию, методам учения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности обучающегося.
Основными мотивами внедрения в образовательный процесс ВПО подготовки студентов разных специальностей и направлений подготовки модульной технологии являются:
— гарантированность достижения результатов обучения;
— возможность для студентов работать в группах, в парах;
— паритетные отношения преподавателя и студента;
— возможность работать в индивидуальном темпе;
— знание конечных результатов обучения учебной дисциплины;
— систематический контроль в процессе освоения учебного материала в содержании учебной дисциплины.
Как инновационная педагогическая технология, модульное обучение характеризуется рядом отличительных особенностей, к которым относятся:
— во-первых, содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах (информационных блоках), усвоение которых осуществляется в соответствии с целью. Дидактическая цель формулируется для обучающегося и содержит в себе не только указание на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения.
— во-вторых, меняется форма общения студента и преподавателя. Оно осуществляется через модули и личное индивидуальное общение. Именно модули позволяют перевести обучение на субъект-субъектную основу. Отношения между участниками учебного процесса становятся более паритетными;
— в-третьих, студент работает большую часть времени самостоятельно, учится целеполаганию, самопланированию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке. Это дает возможность ему осознавать себя в деятельности, самому определять уровень усвоения знаний, видеть пробелы в своих знаниях и умениях,
— в-четвертых, наличие модулей с печатной основой позволяет преподавателю индивидуализировать работу с отдельными студентами.
В структуре модульного обучения выделяются следующие компоненты:
— блок — определенная часть целостной деятельности, представляющая собой совокупность функционально объединенных модулей;
— модуль — это завершенная часть курса (темы, разделов дисциплины), которая заканчивается контролем.
Большое значение при модульном обучении имеет структура модуля. Модуль может состоять из подмодулей (пакетов обучающих модулей), подмодули состоят — из более мелких единиц учебных элементов (УЭ). Кроме того, в состав модуля должны быть включены еще три элемента УЭ-0 (в нем записываются цели модуля); УЭ предпоследний (в нем дается резюме или обобщение); УЭ последний (выходной контроль) [3].
Важный критерий построения модуля — структурирование деятельности обучаемых через следующие этапы усвоения знаний: восприятие → понимание → осмысление → запоминание → применение → систематизация. Его сущность состоит в том, что обучающийся самостоятельно (с направляющей помощью педагога), достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе индивидуальной работы с модулем.
Рассматриваемый модуль имеет следующую структуру (рис. 1).
Рис. 1. Структура модуля
Используя модули, можно успешно осуществлять внутрипредметные и межпредметные связи, интегрировать учебное содержание, формируя его в логике содержания, например, учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» для студентов в вузе.
Важным критерием построения модуля является структурирование деятельности обучающегося в логике этапов усвоения знаний: восприятие, понимание, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематизация.
В модуле должна быть заложена возможность для повторения основного содержания. Эта возможность реализуется через учебный элемент «Резюме». Целесообразно проводить обобщение не только словесно, но и в форме таблиц и схем, сравнительных характеристик объектов, предметов и явлений, графиков, диаграмм
Каждый учебный элемент состоит из: четко сформулированной цели обучения; практического задания для отработки умений и навыков в ходе усвоения учебного материала; учебного материала; проверки усвоения разработанной строго в соответствии с целями обучения.
Модуль можно рассматривать, как программу обучения, индивидуальную по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, о возможностях учебно-познавательной деятельности обучающихся. Каждый модуль имеет свою дидактическую цель. Ей должна соответствовать полнота учебного материала. Это означает, что в модуле излагается принципиально важное содержание учебной информации; дается разъяснение к этой информации; определяются условия погружения в информацию; приводятся теоретические задания и рекомендации к ним; указаны практические задания.
Модуль, выступая средством модульного обучения, включает в себя банк информации, методическое руководство по достижению дидактических целей, целевой план действий.
Информационная часть модуля представляет собой функциональный блок, непосредственно связанный с последующим действием, где полученные знания или умения должны быть востребованы. Отсюда видимо и пришло параллельное название модульного обучения, как блочно-модульного, что является синонимом. Функциональность учебного модуля определяется тем, что его содержание формируется от практического названия изучаемой информации. Движение идет от определения той деятельности и ее границ, где изучаемый материал потребуется.
Технологическая часть модуля — это методика и соответствующие рекомендации по усвоению информационной части. Самостоятельное освоение учебного модуля студентами не может пониматься как самостоятельная работа в ее традиционном смысле, но у них много отличий. Главное — в модульном обучении присутствует индивидуализированная целевая установка на освоение, а не общая и одинаковая, в нем — индивидуализированный пошаговый контроль и самоконтроль с возможностью самооценки уровня усвоения материала, информация для усвоения разбита на части, облегчающие понимание и запоминание, представлена в виде тезисов, выражающих главный смысл содержания обучения. Познавательный процесс в модульном обучении изначально организован прозрачно, технично, подконтрольно. В нем преподаватель всегда увидит, на каком элементе учебного материала у студента возникли проблемы.
Исследователи рекомендуют начинать каждый новый модуль с входного контроля знаний и умений (для определения уровня готовности обучаемых к предстоящей самостоятельной работе). Модуль всегда должен заканчиваться контрольной проверкой знаний. Промежуточным и входным контролем проверяется уровень усвоения знаний и выработка умений в рамках одного модуля или нескольких модулей. Это позволит провести соответствующую корректировку как подготовку последующего модуля.
В качестве примера, иллюстрирующего технологию модульного обучения, приведем структуру модуля дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» [4] для студентов различных групп специальностей и направлений подготовки высшего профессионального образования.
УЭ-0. Цели освоения модуля «Безопасность жизнедеятельности»
Целями освоения модуля являются формирование знаний об опасных природных процессах, метода их прогнозирования и моделирования их последствий, определение превентивных защитных мероприятий и способов защиты.
Место модуля в структуре ООП ВПО. Учебный модуль «Безопасность жизнедеятельности» — дисциплина, которая является обязательной составляющей Федерального государственного образовательного стандарта III поколения различных групп специальностей и направлений подготовки высшего профессионального образования. Данная дисциплина входит в базовую часть общепрофессионального цикла, базируется на знаниях ряда фундаментальных и прикладных наук, в частности, математики, химии, физики, географии, биологии, экологии. Поэтому студенты, приступившие к изучению дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», должны обладать соответствующими межпредметными знаниями для её изучения.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения модуля. Основными компетенциями дисциплины являются:
— приобретение понимания гражданственности (знание и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свободы и ответственности); культуры безопасности и риск-ориентированное мышление, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов в жизни и деятельности; способности использовать законы и методы математики, естественных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных задач
— овладение приемами ориентирования в перспективах развития техники и технологии защиты человека и природной среды от опасностей техногенного и природного характера; в основных методах и системах обеспечения техносферной безопасности, обоснованно выбирать известные устройства, системы и методы защиты человека и природной среды от опасностей; основных нормативно-правовых актах в области обеспечения безопасности; оценивать риск и определять меры по обеспечению безопасности разрабатываемой техники; использовать методы определения нормативных уровней допустимых негативных воздействий на человека и природную среду;
— формирование культуры безопасности и риск-ориентированное мышление, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов в жизни и деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:
— знать: основные техносферные опасности, их свойства и характеристики, характер воздействия вредных и опасных факторов на человека и природную среду, методы защиты от них;
— уметь идентифицировать основные опасности среды обитания человека, оценивать риск их реализации, выбирать методы защиты от опасностей и способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности; прогнозировать аварии и катастрофы;
— владеть: способами и технологиями защиты в чрезвычайных ситуациях.
Структура учебного модуля «Безопасность жизнедеятельности». Общая трудоемкость модуля (дисциплины) составляет 4 зачетные единицы (144 часа).
УЭ-1. «Возникновение учения о безопасности жизнедеятельности. Понятие „ноксология“».
УЭ-2. «Классификация опасностей».
УЭ-3. «Классификация опасных природных процессов. Защита человека от природных опасностей».
УЭ-4. «Классификация опасных техногенных процессов. Защита человека от опасностей технических систем и технологий».
УЭ-5. «Классификация опасных социальных процессов. Защита человека от социальных опасностей».
УЭ-6. «Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях».
УЭ-7. «Основы национальной безопасности».
УЭ-8. Резюме.
УЭ-9. Контроль и самоконтроль. Оценочными средствами для текущего контроля успеваемости студентов являются вопросы и задания для самостоятельной работы по подготовке к семинарским занятиям; промежуточной аттестацией по итогам освоения учебных элементов в модуле являются тестовые задания и подготовленные студентами рефераты по отдельным разделам модуля. Итоговый контроль проводится по тестовым заданиям (5 вариантов тестов по 30 вопросов каждый).
Рейтинг. Каждый правильный ответ и участие студентов в образовательном процессе оценивается от 1 до 10 баллов.
Таким образом, модульная технология является эффективным инструментом в структуре современного образовательного процесса. Эта система относится к интерактивным формам обучения, требующим организации совместной работы преподавателя и студента для обеспечения эффективного обучения на основе развития компетенций. Использование модульной технологии отвечает требованиям государственного образовательного стандарта и ориентирована на формирование профессиональной компетентности студентов различных групп специальностей и направлений подготовки ВПО.
Список литературы
1. Юцявичене П. Теория и практика модульного обучения. — Каунас, 1989.
2. Бурцева О.Ю. Модульное обучение. Вопросы и ответы // Биология в школе. 2001. № 4. — C. 5−7.
3. Станкевич П.В. Блочно-модульный подход к подготовке бакалавра естественно-научного образования // X Международная научно-практическая конференция по проблемам непрерывного образования в области безопасности жизнедеятельности. — СПб.: изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2006. — С. 283−288.
4. Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность). — М.: изд-во Юрайт, 2010. — 671 с.
Опубликовано:
Абрамова С.В., Бояров Е.Н., Рублев В.М. Модульная технология в преподавании дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в вузе // В мире научных открытий. — Красноярск: НИЦ, 2011. № 9.2 (21) (Проблемы науки и образования). — С. 488−500.
Читать также:
- Новость с РТ
- Структура информационной образовательной среды подготовки специалиста образования в области безопасности жизнедеятельности
- Факторы развития информационной образовательной среды вуза
- Оценка сформированности профессиональных компетенций у студентов в условиях безопасной информационной образовательной среды вуза
- Проектирование безопасной информационной образовательной среды вуза
Похожие записи:
- Не найдено