Реализация системного подхода в построении методической системы подготовки специалистов в образовательной области безопасности жизнедеятельности
В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческих ресурсов. Кроме того, перманентное увеличение количества экологических, техногенных, социальных, информационных и др. опасностей и масштабов ущерба от их реализации требует изменения подходов к применению различных методик и педагогических технологий в подготовке специалистов, способных противостоять всему спектру подобных угроз и опасностей.
В настоящее время в процессе профессионально-личностного становления будущего специалиста и его готовности к образованию в области БЖД сложился ряд противоречий: между возрастающим уровнем социального запроса к специалисту в области БЖД и сложившейся практики ВПО; между осознанием актуальности образования в области БЖД и недостаточным развитием его методической базы; между необходимостью обучения безопасности жизнедеятельности человека с детства и отсутствием единой педагогической системы, позволяющей непрерывно формировать знания, умения, навыки и компетенции безопасности жизнедеятельности в период всего образовательного процесса и жизни человека. Преодоление этих противоречий требует разработки методической системы подготовки будущих специалистов в области БЖД.
Объектом нашего исследования является образование в области БЖД, которое имеет сложную системную характеристику, интегрирующую социальные, экологические, общепедагогические, психологические, профессионально-педагогические, методические и личностно-деятельностные факторы.
Как система, образование в области БЖД имеет свои компоненты, параметры и функции. Необходимость целостно рассматривать систему образования в области БЖД обусловило применение системного подхода к её исследованию. Теоретический анализ показал, что любая система состоит из взаимосвязанных компонентов, элементов; всякая система способна к развитию; каждая система функционирует и имеет связи с внешней средой.
Система образования в области БЖД является подсистемой целостной системы подготовки будущего специалиста в вузе, поэтому в системе образования в области БЖД имеются компоненты, общие с целостной системой профессиональной подготовки: цели, содержание образования, организация процесса, формы, методы и средства формирования личности, управление образовательным процессом, воспитание, оценка знаний, умений и навыков, результат обучения.
В современных социально-экономических условиях система образования в области БЖД подразделяется на три подсистемы: общеобразовательная подготовка, профессионально-педагогическая подготовка и подготовка профессиональной деятельности в области БЖД. Обобщенные компоненты этих подсистем образуют методическую систему подготовки специалистов в области безопасности жизнедеятельности.
Теоретико-методологический анализ научных исследований и собственные экспериментальные данные показали, что под методической системой в настоящее время понимается совокупность иерархически взаимосвязанных составляющих, компонентов: целевого, содержательного, процессуально-деятельностного (методы, организационные формы, средства и технологии обучения), результативно-оценочного (ожидаемые результаты обучения) [1, 2].
Как и система образования в целом, так и методическая система подготовки будущего специалиста в области безопасности жизнедеятельности, в частности, как и любая система, должна быть представлена определенной совокупностью частей или компонентов. В своем взаимодействии они образуют единое целое, которое может быть разделено определенным способом. Наиболее общим признаком любой системы является то, что она всегда состоит из некоторой совокупности элементов, то есть минимальных структурообразующих единиц, имеющих предел делимости в ее границах и обладающих функциональной и структурной специфичностью, а также функциональной интегративностью. Второй признак системы заключается в том, что каждый ее элемент выполняет свое функциональное назначение лишь в том случае, если взаимодействует с другими элементами данной системы. Любая система представляет собой «совокупность связанных между собой, взаимодействующих элементов».
В структуре рассматриваемой выше методической системы особый интерес в подготовке специалистов в образовательной области БЖД представляют две последние подсистемы как конкретная реализация цели и задач высшего профессионального образования.
Несмотря на относительную независимость компонентов рассматриваемой методической системы, что объясняется их разнородностью, между ними существуют системообразующие связи, которые объединяют компоненты в единое целое — систему. Эти связи многочисленны и разнообразны: между теоретическим и практическим обучением; между процессами конструирования содержания и процессами его реализации; между содержанием образования, формами, методами и средствами; между целями и результатами обучения. Эти связи необходимы и несут системообразующие функции как к системе в целом, так и к отдельным ее компонентам.
Главными системообразующими связями являются связи, объединяющие и пронизывающие все компоненты системы и исходящие из идей, целей и задач общеобразовательной подготовка, профессионально-педагогической подготовки и подготовки профессиональной деятельности в области БЖД. К этим связям относятся: синтез и интеграция педагогических, методических и предметных научных понятий (в области БЖД) знаний, умений, навыков и компетенций; объединение процессов социализации, информатизации и профессионализации на разных ступенях и уровнях образования; активное взаимодействие интеграции, гуманизации, экологизации.
На основе этих процессов формируется содержание образования и осуществляется проектирование процесса реализации методической системы подготовки будущих специалистов в области БЖД.
При построении модели методической системы подготовки специалистов в образовательной области безопасности жизнедеятельности на основе системного подхода мы исходили из следующих положений:
— образование в области БЖД рассматривается как организованная, реально существующая функционирующая система, имеющая сложную структуру, интегрирующая закономерности физико-математических, технических, химических, социологических, психологических, экономических, юридических, биологических, географических, медицинских, политических, экологических и педагогические наук, включающая теоретическое и практическое обучение как отдельные, но взаимосвязанные виды обучения, соответствующие общенаучной, общекультурной и профессиональной подготовке студентов и логике образовательного процесса;
— содержание образования в области БЖД и взаимосвязи между его компонентами отражают объективно существующие зависимости структурно-функциональных элементов профессиональной (в области БЖД), методической и педагогической подготовки студентов;
— оптимальные результаты образования в области БЖД достигаются при сочетании элементов системы в их взаимосвязи; ведущими компонентами системы являются: цели образования в области БЖД — формирование культуры безопасности личности (качеств личности безопасного типа поведения), цели профессионально-педагогической и методической подготовки — готовность студентов к образованию в области БЖД; содержание, организация и управление процессом образования в области БЖД; результаты образования в области БЖД;
— единство теоретического и практического обучения в профессиональной (в области БЖД), методической и педагогической подготовке выступает как важный системообразующий фактор процесса образования в области БЖД.
Система образования в области БЖД рассматривается нами как часть (подсистема) другой метасистемы (система высшего профессионального образования), в которой данная система функционирует. С этих позиций можно констатировать, что система образования в области БЖД в вузе, с одной стороны, является подсистемой системы подготовки учителя безопасности жизнедеятельности (бакалавра педагогического образования), а с другой стороны, выступает как часть системы непрерывного образования в области БЖД. Поэтому ее следует рассматривать и исследовать в динамике,
При построении методической системы образования в области БЖД мы опирались на принципы: непрерывности, многоуровневое, системности, интегративности и дифференцированности, универсальности, социальной обусловленности, гуманизации, профессиональной направленности, экологизации, социализации, профессионализации личности [2, 3].
Динамика методической системы образования в области БЖД в вузе раскрывается в двух плоскостях — как функционирование и как развитие.
Функциональный аспект системного анализа образования в области БЖД имеет два направления: внутреннее функционирование системы, заключающееся во взаимодействии ее компонентов; и внешнее функционирование, означающее взаимодействие данной системы с реальной средой.
Взаимосвязь методической системы образования в области БЖД с другими системами (гуманитарного и естественнонаучного циклов), регулирование ее устойчивости, взаимодействие подсистем общеобразовательной подготовки, профессионально-педагогической подготовки и подготовки профессиональной деятельности в области БЖД обеспечиваются функциями системы:
Методологическая функция представляет собой научно-исследовательскую деятельность по выявлению взаимного влияния связей, свойств факторов в организации системы образования в области БЖД.
Становление, развитие и внедрение образования в области БЖД в образовательные системы и педагогические процессы, формирование системы профессионального образования повышают значение методологической функции, так как она определяет стратегические направления развития образования в области БЖД и является общей стратегией интегративной методологии, заключающейся в развитии педагогических, социальных, профессиональных, научных технических, экономических преобразований.
По мнению А. П. Беляевой, интегративная методология представляет собой средоточение методов добывания нового знания в науках, создавая синтез познания в их предметных областях [3]. В связи с этим, при обосновании системы образования в области БЖД необходимо опираться на идеи и методы современных наук.
Мировоззренческая функция определяет ценностные ориентиры образования в области БЖД, раскрывает зависимость целевого компонента, содержания и мотивов образования от мировоззренческих установок, определяет взаимосвязи между научными и учебными дисциплинами высшего профессионального образования. Образование в области безопасности жизнедеятельности обладает мощным мировоззренческим потенциалом, воспитывающим качества личности безопасного типа поведения, создавая новую систему общечеловеческих ценностей, главная из которых — ценность человеческой жизни в окружающей его природной, техногенной, социальной, информационной среде.
Кроме того, мировоззренческая функция определяет единство глобальных и специфических целей образования в области БЖД; единство глобального, регионального и локального в знаниях об опасностях в природе и обществе, в процессе изучения экологических, техносферных, социальных и информационных проблем, перспектив выживания и интеграции социума и биосферы.
Научным базисом мировоззренческой функции образования в области БЖД выступает философия воспитания и методология психолого-педагогических процессов формирования, развития и профессионального становления личности.
Мировоззренческая функция образования в области БЖД направлена на воспроизводство личности будущего специалиста БЖД, стержнем которой является культура безопасности жизнедеятельности, обеспечивающая его целостное мировоззрение и профессиональную готовность.
Социальная функция обусловливает социальную роль образования в области БЖД, формирующего сознание будущего учителя, трансляцию культуры безопасности жизнедеятельности и ноксологического опыта человечества. Социальная и личностная значимость образования в области БЖД определяет потенциальные возможности удовлетворять потребности и интересы студентов в образовании и профессиональной деятельности; расширяет познавательные и профессиональные возможности студентов, развивает их личностные качества и способности. Социальная функция реализуется в социально-педагогическом подходе к профессиональной деятельности специалиста безопасности жизнедеятельности. При этом образование в области БЖД функционирует в конкретной социальной среде, которая влияет на него как позитивно, так и негативно и определяет его как явление педагогическое и социальное.
Культурологическая функция проявляется в формировании общей, профессиональной культуры и культуры безопасности жизнедеятельности будущих специалистов. Культурологическая функция ориентирует на многосторонность познания мира с опорой на освоение универсальных культурных ценностей прошлого и настоящего. Формирование культурных ценностей у будущих специалистов БЖД, происходит на протяжении всего обучения студентов в вузе: в процессе общенаучного, педагогического и профессионального образования. Педагогическое образование в структуре профессионального образования является основой для формирования культурного педагога, конкурентноспособного специалиста, создает гуманистические взаимоотношения между преподавателями, студентами, школьниками.
Интегративная функция состоит в повышении наукоемкости и культуроемкости образования в области БЖД, повышении теоретического уровня профессионального знания, интеграции социально-экономических, социально-педагогических, социально-экологических, технико-технологических, культурологических и научных факторов в образовании в области БЖД, интеграции закономерностей, принципов и требований, рассматриваемых в социологии, экологии, ноксологии, педагогике, методике и других науках. Интегриративная функция определяет все процессы создания и развития системы; она выступает в качестве системообразующей функции, образует целостность целей, содержания и процесса образования в области БЖД.
Системная функция обеспечивает целостность образования в области БЖД и усиливает взаимосвязи отдельных подсистем: общеобразовательной подготовки, профессионально-педагогической подготовки и подготовки профессиональной деятельности в области БЖД; определяет взаимосвязь знаний из различных научных и учебных дисциплин на основе их общностей.
Педагогическая функция является ведущей для системы образования в области БЖД. Она обеспечивает педагогическую сущность профессиональной подготовки будущего специалиста, усиливает педагогическую направленность профессионального образования студентов.
Педагогическая функция выполняет мировоззренческое, культурологическое и профессиональное обеспечение общеобразовательных учреждений специалистами образования в области БЖД; способствует просвещению широких слоев населения в вопросах безопасности жизнедеятельности и безопасного поведения; обеспечивает трансляцию культуры безопасности жизнедеятельности из поколения в поколение. Педагогическая функция образования в области БЖД проявляется в профессиональной ориентации студентов на педагогическую профессию, устойчивости к педагогической деятельности, продвижении в профессиональной карьере.
Таким образом, на основе проведенного функционального анализа рассматриваемой методической системы было выявлено, что направлениями развития данной системы являются: фундаментализация и интенсификация содержательного и процессуального компонентов системы; гуманизация всех составляющих системы; дальнейшая интеграция компонентов и обоснование связей между ними.
Список литературы
1. Абрамова С.В., Бояров Е.Н. Оценка сформированности профессиональных компетенций у студентов // Психология обучения. — № 3. — 2011. — С. 68−78
2. Андреева Н.Д. Система эколого-педагогического образования студентов-биологов в педагогическом вузе. — СПб.: изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 2000.
3. Беляева А.П. Интергативно-модульная педагогическая система профессионального образования. — СПб.: Радом: РАО и ПТО, 1997. — 255 с.
Опубликовано:
Абрамова С.В., Бояров Е. Н. Реализация системного подхода в построении методической системы подготовки специалистов в образовательной области безопасности жизнедеятельности // В мире научных открытий. — Красноярск: НИЦ, 2011. № 4.1 (16) (Гуманитарные и общественные науки). — С. 397−404.
Читать также:
- Совбез одобрил проект основ госполитики в сфере информбезопасности
- Патрушев рассказал о новой стратегии информационной безопасности
- Матвиенко призвала формировать цифровую грамотность россиян
- Совбез одобрил проект основ госполитики в сфере информбезопасности
- Структура информационной образовательной среды подготовки специалиста образования в области безопасности жизнедеятельности
Похожие записи:
- Не найдено