Становление, развитие и перспективы образовательной области «Безопасность жизнедеятельности» в сахалинском государственном университете в условиях модернизации высшего профессионального образования
Объективными потребностями развития и совершенствования образования в области безопасности жизнедеятельности являются все возрастающие техногенные нагрузки на каждого человека, расширение и увеличение уровня различных видов опасностей, увеличивающиеся информационные потоки и целый ряд других негативных факторов окружающей природно-социальной среды. Данные факторы требуют совершенствования содержания образования в области безопасности жизнедеятельности с целью развития личности и повышения ее готовности к восприятию современного мира опасностей.
Современный человек должен обладать интегрированными знаниями и умениями, охватывающих теорию и практику защиты человека, общества и государства, мирового сообщества от современного комплекса опасных природных, техногенных и социальных факторов. В целом, «Безопасность жизнедеятельности» как образовательную область необходимо считать средством, направленным на формирование в обществе новой культуры безопасности, нацеленной, прежде всего, на предупреждение и предотвращение катастроф любого масштаба.
Новая культура безопасности является главным условием перехода цивилизации к устойчивому развитию, оставляющему право на жизнь будущим поколениям. Её формирование связано с необходимостью распространения нового мировоззрения, которое должно способствовать удовлетворению потребностей и интересов личности, общества и государства в области безопасности. Новая культура безопасности должна строиться на учёте полного спектра современных угроз и вобрать в себя все созданные человеком технологии обеспечения безопасности.
Наше государство стремится обеспечить наиболее эффективную деятельность своей системы образования для удовлетворения образовательных потребностей — как отдельных граждан, так и общества и экономики в целом. Поэтому оценка любых изменений в организации национальной образовательной системы должна рассматриваться, прежде всего, с позиций совершенствования качества подготовки специалистов в соответствии с потребностями российской экономики сегодня и в будущем, с учетом динамики всех изменений в ее структуре.
Сахалинский государственный университет, единственное высшее образовательное учреждение с классической формой подготовки специалистов в различных областях промышленной, хозяйственной и педагогической деятельности, расположенное в отдаленном от наукоемких центров дальневосточном регионе, в своем развитии поддерживает передовые инновационные образовательные технологии и стремится к модернизации структуры образовательного процесса.
Обучение студентов специальности «Безопасность жизнедеятельности» в Сахалинском государственном университете (далее СахГУ) началось с 2000 года, когда впервые в Сахалинской области была открыта данная специальность.
18 ноября 2005 годаприказом № 176-пр ректора Сахалинского государственного университета Б. Р. Мисиковым была создана выпускающая кафедра безопасности жизнедеятельности как структурное звено Технологического института (декан института В. В. Моисеев).
В настоящее время кафедра безопасности жизнедеятельности является уникальной базой для подготовки специалистов в области безопасности жизнедеятельности в Сахалинской области.
Кафедра безопасности жизнедеятельности является первым в Сахалинской области структурным подразделением СахГУ, которое готовит специалистов по безопасности жизнедеятельности для образовательных учреждений различной степени квалификации, учебно-методических центров, Управлений по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, служб спасения и пожарной охраны, различных силовых структур Сахалинской области.
Профессорско-преподавательский коллектив кафедры безопасности жизнедеятельности состоит из специалистов и профессионалов теории и практики безопасности человека. В настоящее время на кафедре трудятся 13 преподавателей, среди которых 6 имеют ученые звания и степени (доктора и кандидаты педагогических, биологических, технических, сельскохозяйственных, психологических наук), 7 старших преподавателей, среди которых 2 аспиранта и 3 соискателя ученых степеней.
В настоящее время существенное изменение требований к качеству высшего образования диктует необходимость постоянного обновления его содержания и совершенствования организации форм и структур высшей школы.
Свое развитие кафедра в структуре технологического института СахГУ начала с профессиональной подготовки студентов по основной образовательной программе высшего профессионального образования: специальность «Безопасность жизнедеятельности», с присвоение квалификации «Учитель безопасности жизнедеятельности» и специализацией «Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного происхождения». Соответственно в 2010 году была проведена аккредитация специальности 50 104.65 (33 300) — Безопасность жизнедеятельности и получена лицензия на право подготовки такого специалиста.
В период пятилетней работы, расширяя систему образовательных программ и услуг, профессорско-преподавательским составом кафедры безопасности жизнедеятельности были разработаны и внедрены в образовательный процесс подготовки студентов дополнительные учебные образовательные программы подготовки специалистов различных уровней. К ним относятся:
— направление подготовки «Естественнонаучное образование» по профилю «безопасность жизнедеятельности»;
— направление подготовки «Защита окружающей среды» (бакалавр техники и технологии);
— специальность «Безопасность жизнедеятельности» с тремя специализациями:
защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного происхождения;
информационная безопасность общества;
экологическая безопасность и охрана труда.
В настоящее время студенты имеют возможность выбора направления подготовки в соответствии с потребностями рынка и собственными желаниями, используя образовательный потенциал кафедры безопасности жизнедеятельности.
Появляющиеся источники выделения загрязняющих веществ, энергии и другие факторы воздействия на окружающую среду (технологические аппараты, отдельные процессы, производства и территории в целом), потоки загрязняющих веществ, сточных вод, отходящих газов, твердых, жидких и газообразных отходов, системы регулирования сбросов и выбросов загрязняющих веществ, проблемы утилизации и переработки отходов промышленных предприятий, организационно-технические мероприятия по повышению экологической безопасности промышленных производств, вопросы энергосбережения и снижения энергетических воздействий на окружающую среду — это далеко не полный перечень комплексных проблем современности, решить которые станет по плечу выпускникам-бакалаврам направления подготовки «Защита окружающей среды».
К областям профессиональной деятельности выпускников по этой образовательной программе будут относиться разработка, проектирование, наладка, эксплуатация и совершенствование экобезопасной техники и технологии, организация и управление природоохранной работой на предприятиях, сертификация продукции с целью достижения максимальной экологической безопасности хозяйственной деятельности человека, снижение риска антропогенного воздействия на окружающую среду.
По окончанию вуза бакалавры направления подготовки «Защита окружающей среды» смогут выполнять следующие задачи профессиональной деятельности:
— проектирование, информационное обслуживание, организация производства, труда и управления, метрологическое обеспечение, технический контроль;
— рациональное использование материальных и энергетических ресурсов;
— разработка методических и нормативных материалов, технической документации, предложений и мероприятий по осуществлению разработанных проектов и программ;
— проведение технико-экономического анализа, комплексное обоснование принимаемых и реализуемых решений, изыскание возможности сокращения цикла выполнения работ, содействие их выполнению, обеспечение необходимыми техническими данными, материалами, оборудованием;
— участие в работах по осуществлению исследований, разработке проектов и программ, в проведении необходимых мероприятий, связанных с испытаниями природоохранного оборудования и внедрением его в эксплуатацию, в работах по стандартизации технических средств, систем, процессов, оборудования, материалов и веществ, по рассмотрению различной технической документации и подготовка необходимых обзоров, отзывов, заключений;
— изучение и анализ необходимой информации, технических данных, показателей и результатов работы, их обобщение и систематизация, проведение необходимых расчетов, используя современные технические средства;
— составление графиков работ, заказов, заявок, инструкций, пояснительных записок, карт, схем и другой технической документации;
— осуществление экспертизы технической документации, надзора и контроля за состоянием средоохранного оборудования, выявление резервов;
— надзор за соблюдением установленных требований, действующих норм, правил и стандартов;
— организация работы по повышению научно-технических знаний сотрудников;
— развитие творческой инициативы, рационализации, изобретательства, внедрение достижений отечественной и зарубежной науки, техники, использование передового опыта для обеспечения эффективной работы учреждения, организации, предприятия.
Востребованность в дипломированных специалистах безопасности жизнедеятельности «Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного происхождения» обуславливается тем, что такой специалист подготовлен к решению следующих типов задач по виду профессиональной деятельности:
а) научно-исследовательская:
— участие в проведении научно-исследовательских работ, выполнении теоретических, расчетных и экспериментальных исследований, направленных на создание новых методов и систем защиты человека и среды обитания в чрезвычайных ситуациях;
— проведение анализа негативных факторов и техногенного риска современного производства и технических систем;
— участие в исследованиях по воздействию антропогенных факторов, стихийных явлений на промышленные объекты и окружающую среду в целях развития и совершенствования методов повышения надежности и устойчивости объектов экономики, локализации и ликвидации последствий аварий и катастроф.
б) проектно-конструкторская:
определение зон повышенного техногенного риска в среде обитания;
— выбор системы предупреждения чрезвычайных ситуаций, защиты человека и среды обитания применительно к отдельным производствам и предприятиям на основе известных методов и систем защиты;
— выполнение расчетов с применением ЭВМ, связанных с выбором режимов функционирования защитных систем и отдельных устройств, разработка проектов защиты территорий и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных природных явлений.
в) организационно-управленческая деятельность:
— осуществление мониторинга потенциально опасных объектов экономики и зон обитания;
— расчет технико-экономической эффективности мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию последствий аварий и катастроф для принятия экономически обоснованных решений;
— осуществление взаимодействия с государственными службами, ведающими экологической и производственной безопасностью, защитой в чрезвычайных ситуациях;
— участие в разработке проектов нормативных актов и нормативно-технической документации по предупреждению чрезвычайных ситуаций, проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ по защите в чрезвычайных ситуациях;
— организация и проведение спасательных работ, ликвидации чрезвычайных ситуаций, проведение обучения рабочих, служащих и руководящих кадров в области проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ по защите в чрезвычайных ситуациях;
— участие в проведении инспекций и оценке потенциально опасных объектов на соответствие требованиям гражданской защиты, правовым, законодательным и нормативным актам в области чрезвычайных ситуаций и гражданской защиты.
Необходимость открытия профессионально-образовательного профиля по специализации «Информационная безопасность общества» в рамках специальности «Безопасность жизнедеятельности» обусловлена рядом психологических, социальных и образовательных факторов.
После реформирования политической системы в начале 90-х годов ХХ века и начала построения рыночной экономики на постсоветском пространстве были устранены идеологические барьеры, препятствующие проникновению информации из-за рубежа и свободному обмену информацией, которая стала одним из важнейших ресурсов цивилизации. Это привело к значительному расширению точек зрения, представленных в средствах массовой информации, и резкому увеличению количества информации, ежедневно воспринимаемой человеком. Распространение персональных компьютеров, появление устройств хранения информации большой емкости, увеличение числа пользователей всемирной сети Интернет, развитие цифровых технологий значительно повысили роль информации не только в деловой, но в личностной и социальной сферах человека. Поэтому сфера информационной безопасности, традиционно обслуживающая государственные интересы, сделала особенно актуальными аспекты информационной защиты личности и общества.
Если рассматривать место знаний об информационной безопасности личности и общества, то следует отметить, что эта специализация является довольно новой не только для системы высшего образования, но и современного естественнонаучного направления. Вместе с тем, многие естественнонаучные дисциплины несут в себе частицу знаний, относящейся к парадигме информационной безопасности общества. Это в первую очередь психологи, социологи, специалисты по связям с общественностью, специалисты в области коммуникативных технологий и социальной инженерии.
Основополагающими документами, закладывающими фундамент этой специальности, являются «Доктрина информационной безопасности Российской Федерации», Закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации», а также документы, описывающие переход Российской Федерации к Информационному обществу.
Открытию профессионально-образовательного профиля по специализации «Экологическая безопасность и охрана труда» в рамках специальности «Безопасность жизнедеятельности» способствовало множество предпосылок социально-экономического, экологического, гносеологического и образовательного характера.
Развитие цивилизации и научно-технический прогресс, целью которых до последнего времени является максимальное удовлетворение неограниченных потребностей человека, постоянно вело к возрастанию использования природных ресурсов, к росту парка разнообразных технических средств. При этом даже самые совершенные технологии и техника, созданные человеком за последние годы, воздействуют на Природу разрушительно.
Перед человечеством неотвратимо встала задача разумного, рационального природопользования, позволяющего удовлетворять жизненные потребности людей в сочетании с охраной и воспроизводством природной среды.
Учитывая то, что человек постоянно взаимодействует не только с производственной средой, но и с бытовой и природной, в которых существуют аналогичные опасности, а несчастных случаев происходит во много раз больше, целесообразно для подготовки высококвалифицированных специалистов включать научную информацию в виде учебных дисциплин по экологии, экологической безопасности и охране труда.
Современная тенденция развития общества, проявляющаяся в проникновении экологических идей в науку, культуру, технику, образование; развивающаяся концепция обеспечения экологической безопасности, актуализация теоретических и правовых проблем охраны труда, позволяют рассматривать экологическую безопасность и охрану труда весьма важным направлением в образовательной стратегии настоящего времени и реального будущего.
Система подготовки специалиста по экологической безопасности и охране труда является непременной основой фундаментального образования, основывается на содержании образовательных программ, которое имеет междисциплинарный состав и предполагает интеграцию естественнонаучных, гуманитарных, социально-экономических и других знаний. Изучение учебных дисциплин позволит студентам получить объективные представления о видах экологических опасностей природного и техногенного характера и их последствий, методах их предупреждения и способах защиты, о системе экологической безопасности, представляющей собой совокупность законодательных, технических, медицинских, биологических и других мероприятий, направленных на поддержание равновесия между антропогенными и естественными нагрузками, а также о законодательных и нормативно-правовых положениях по охране труда.
Наличие фундаментальных знаний по дисциплинам специализации позволит существенно повысить профессиональную компетентность будущих специалистов в теоретико-методологических вопросах, включающих единство теории и социально-правовой практики экологический безопасности, а также в разработке и реализации мероприятий по охране труда в следующих основных направлениях: правовое, нормативное, организационное и техническое обеспечение охраны труда, обучение работников, подготовка специалистов, информационное и научное обеспечение в области охраны и безопасности труда.
Государственная политика правительства РФ, нашедшая отражение в Стратегии национальной безопасности РФ, Концепции экологической безопасности РФ, Трудовом кодексе РФ предполагает усиление роли системообразующих знаний по экологической безопасности в образовательных программах многих специальностей высшей школы, подготовку специалистов по охране труда, преподавателей и учителей по экологии, безопасности жизнедеятельности для учебных заведений разного типа.
Рассматривая проблему повышения грамотности общества по экологической безопасности необходимо отметить, что развитие экологического образования является актуальной задачей и рассматривается как одно из основных средств преодоления глобального экологического кризиса. Содержание образования специализации, перечень учебных дисциплин, логика, последовательность и сущность излагаемого в них содержания проектируются с позиций мировоззренческих, психолого-педагогических, социально-экономических, технологических, экологических и культурологических аспектов. Структуру их содержания составляют научные, деятельностные и ценностные компоненты, предполагающие усвоение теоретических вопросов и профессионально-значимых видов деятельности по экологической безопасности и охране труда.
Целесообразность открытия специализации обусловлена и существенным отличием методики преподавания экологии, безопасности жизнедеятельности, теоретических и правовых основ охраны труда от других дисциплин. Эти отличия проявляются как в теоретическом блоке, включающем рассмотрение факторов, причин, источников и последствий экологической опасности для разнообразных видов деятельности, экологических рисков, экологической безопасности производства, продукции, охраны труда, так и в практическом компоненте, предполагающим овладение студентами практическими, исследовательскими умениями и навыками прогнозировать, принимать адекватные меры по предупреждению негативного воздействия на экосистемы, действовать в чрезвычайных ситуациях (ЧС) экологического природного, техногенного и социального характера, расследовать несчастные случаи на производстве и др.
Своё дальнейшее развитие кафедра безопасности жизнедеятельности находит в расширении перечня образовательных программ ВПО за счет открытия специальности «Техносферная безопасность» — Пожарная безопасность, направления подготовки «техносферная безопасность» с профилями «Безопасность жизнедеятельности в техносфере», «Безопасность технологических процессов и производств» и «Защита в чрезвычайных ситуациях», а также открытии магистратуры «естественнонаучное образование» по профилю «Образование в области безопасности жизнедеятельности».
Таким образом, модернизация профилей, специализаций и содержания образования в области безопасности жизнедеятельности необходима, и должна в настоящее время осуществляться. Чем выше уровень образования, тем более мобильным должно быть содержание образования и тем чаще оно должно модернизироваться в соответствии с развитием науки и изменениями потребностей общества. Тенденции современности, потребность перехода в XXI веке к устойчивому развитию человеческого сообщества вызывает необходимость изменения приоритетов в социально-экономическом и культурном развитии общества в направлении обеспечения информационной и экологической безопасности.
Сотрудниками кафедры разработаны и утверждены и согласованы в Управлении государственной экологической экспертизы и разрешительной деятельности (Ростехнадзор) следующие дополнительные профессиональные образовательные программы повышения квалификации:
1 Обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами общехозяйственных систем управления.
2. Обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами систем экологического контроля.
3. Обеспечение экологической безопасности при работах в области обращения с опасными отходами.
Данные программы разработаны для осуществления подготовки руководящих работников и специалистов субъектов хозяйственной или иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду с целью обновления их теоретических и практических знаний в связи с повышением требований к профилю квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач в области обеспечения экологической безопасности.
Кроме этого, в рамках действующей лицензии на осуществление образовательной деятельности в области безопасности жизнедеятельности на базе Технологического института СахГУ работает Центр образовательных услуг, на базе которого ведется обучение и проверка знаний по охране труда руководителей предприятий, главных специалистов и отдельных категорий застрахованных.
Технологический институт и кафедра безопасности жизнедеятельности Сахалинского государственного университета имеет современное лабораторное оборудование, компьютерные классы, специализированные учебные кабинеты, оборудованные современными средствами мультимедиа.
Рабочие образовательные программы подготовки студентов в области безопасности жизнедеятельности обеспечены необходимой учебной и учебно-методической литературой, указанной в программах дисциплин.
На кафедре накоплен большой опыт и интеллектуальный потенциал в области обучения безопасности жизнедеятельности, что позволяет создать и реализовывать новые образовательные программы.
Руководство программой профильной подготовки и специализаций осуществляет кафедра безопасности жизнедеятельности (зав. кафедрой кандидат педагогических наук, доцент С. В. Абрамова).
В период своей деятельности сотрудниками кафедры было подготовлен ряд учебно-методических пособий, которым были присвоены грифы УМО и УМС, среди которых: «Программы дисциплин предметной подготовки и дисциплин специализаций по специальности 33 300 (50 100) — Безопасность жизнедеятельности» (авторы-составители: С. В. Абрамова, Е. Н. Бояров, Н. Ф. Двойнова, Л. А. Михайлов, В. В. Моисеев, Е. Ю. Родина, С. Н. Светецкий, А. В. Завалишин), практикум для студентов специальности «Безопасность жизнедеятельности» (авторы: С. В. Абрамова, Н. Ф. Двойнова, В. В. Моисеев, С. Н. Светецкий), учебное пособие «Основы национальной безопасности» (авторы: Л. А. Михайлов, С. В. Абрамова, Е. Н. Бояров), учебно-методическое пособие «Профессиональная ориентация на уроках ОБЖ» (авторы: С. В. Абрамова, Е. Ю. Родина, А. А. Рыбакова), словарь-справочник «Безопасность жизнедеятельности: теория, методика, практика, культура» (авторы-составители: С. В. Абрамова, Е. Н. Бояров, А. С. Ломов), «Системы защиты среды обитания» (авторы: Н. Ф. Двойнова, С. В. Абрамова) и др. Профессорско-преподавательский состав принял участи в международных, всероссийских, региональных научных, научно-практических, методических конференциях (г.г. Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Тольятти, Пенза, Красноярск, Иркутск, Владивосток, Южно-Сахалинск и др.). По результатам научно-практической и методической работы было опубликовано более 100 статей (в том числе, 8 — в ведущих рецензируемых изданиях из перечня ВАК МОН РФ).
Опубликовано:
Абрамова С. В., Бояров Е.Н. Становление, развитие и перспективы образовательной области «Безопасность жизнедеятельности» в Сахалинском государственном университете в условиях модернизации высшего профессионального образования / Безопасность жизнедеятельности и экология: современные проблемы, методология, теория, методика, практика: материалы межрегиональной научно-практической конференции (8−10 ноября 2010 года, г. Южно-Сахалинск): сборник научных статей / Сост. С.В. Абрамова, В.В. Моисеев, Е.Н. Бояров. — Южно-Сахалинск: СахГУ, 2010. — 276 с
Читать также:
- Новость с РТ
- Структура информационной образовательной среды подготовки специалиста образования в области безопасности жизнедеятельности
- Факторы развития информационной образовательной среды вуза
- Оценка сформированности профессиональных компетенций у студентов в условиях безопасной информационной образовательной среды вуза
- Проектирование безопасной информационной образовательной среды вуза
Похожие записи:
- Не найдено