Ноксологический подход в содержании образования педагогов безопасности жизнедеятельности
Базовые основания профессиональной культуры специалиста образования в области безопасности жизнедеятельности определяют содержание его профессионального образования. Организуя поливариативное образовательное пространство высшей школы, оно включает определенную систему идей, ценностей, представлений, универсальных способов познания, мышления и практической деятельности, которые в совокупности позволяют учителю изучать и диагностировать уровень развития воспитанников, формировать их знания и опыт безопасного поведения, раскрывать исторические, этнические и профессиональные аспекты безопасности в их жизни [3]. Тем самым, знания в области безопасности жизнедеятельности определяется как категория социальной культуры, объединяющая личностную и деятельностную компоненты, при этом культура безопасности жизнедеятельности может определяться как деятельность человека, основанная на системе социальных норм, убеждений и ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности, как в настоящем времени, так и в будущем [1]
Специфика современной ситуации в российском высшем профессиональном образовании в целом, и педагогическом образовании в области безопасности жизнедеятельности в частности, заключается в глубоком реформировании и изменении всех звеньев образовательной системы, которые происходят в период модернизации высшей школы.
Такое образование требует разработки и использования, новых концептуально-методологических подходов к профессиональному образованию, обусловливает необходимость структурной и содержательной реформы национальной системы высшей школы на основе идей Болонской декларации [2].
В современной отечественной педагогике известно довольно большое число различных подходов, лежащих в основе подготовки специалистов. В их числе есть как уже известные и устоявшиеся (традиционный-знаниецентристский, системный, интегративный, комплексный, личностно-ориентированный, личностно-деятельностный), так и новые, вошедшие в научный оборот сравнительно недавно (ситуационный, контекстный, полипарадигмальный, информационный, эргономический, компетентностный и др.). Однако, ноксологический подход не находит должного отражения в научных публикациях.
Определение сути ноксологического подхода требует выяснения того, что понимается под «подходом» вообще.
В литературе под подходом понимается совокупность научных представлений о процессе описания, изучения, проектирования, прогнозирования или преобразования объекта познания (Н.В. Бордовская, 2009).
Ноксологический подход опирается на ключевое понятие «ноксосфера» (от лат. noх – опасность) – пространство, в котором постоянно существуют или периодически возникают опасности.
Рынок предъявляет к современному специалисту безопасности жизнедеятельности целый пласт новых требований, которые недостаточно учтены или совсем не учтены в программах подготовки специалистов: требования в умении идентифицировать опасности, генерируемыми различными источниками в техносфере; в умении оценивать поля и показатели их негативного влияния на человека и среду обитания; в готовности выбирать методы защиты от опасностей применительно к сфере своей профессиональной деятельности и способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности; в выявлении воздействия антропогенных факторов, стихийных явлений на промышленные объекты и окружающую среду в целях развития и совершенствования методов повышения надежности и устойчивости объектов экономики, локализации и ликвидации последствий аварий и катастроф; в осуществлении мероприятий по безопасности и охране труда на предприятиях и производстве; обеспечении безопасности и защиты населения и территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций различного характера; в умении в выборе системы предупреждения чрезвычайных ситуаций, защиты человека и среды обитания применительно к отдельным производствам и предприятиям на основе известных методов и систем защиты и пр., а также в формировании навыков практического использования знаний в области обеспечения безопасности при осуществлении профессиональной деятельности.
Кроме того, ноксологический подход определяет содержание ноксологической деятельности педагога безопасности жизнедеятельности, в которой мы определяем следующие направления реализации их знаний, умений, навыков и компетенций:
– умение выявлять последовательности возникновения опасных ситуаций, а также логический анализ их причин и последствий в организации деятельности специалиста безопасности жизнедеятельности;
– умение проводить, выявление априорно или апостериорно прямым и обратным методами (до или после возникновения опасности; изучать причины возникновения последней с целью ее предвидения или анализировать ее последствия для выявления причин);
– проведение профилактики опасностей как совокупность мероприятий по предотвращению воздействия опасностей на обучаемых;
– внедрение в организацию подготовки специалистов образования в области безопасности жизнедеятельности требований педагогической валеологии, придавать всей системе профессиональной подготовки оздоровительной направленности, изучать влияние образовательных технологий на здоровье обучаемых, формирование у них валеологических знаний, умений и навыков.
Эти новые требования, как оказывается, не связаны жестко с той или иной дисциплиной, они носят надпредметный характер, отличаются универсальностью.
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки специалиста образования в области безопасности жизнедеятельности, анализ учебно-программной документации позволили нам определить и условно выделить следующие содержательные компоненты: культурологический (гуманитарный), естественнонаучный, ноксологический (относящийся к дисциплинам предметной подготовки) и педагогический. Все компоненты содержания находятся в тесном взаимодействии и взаимосвязи, с учетом разных уровней интеграции (таблица 1).
Таблица 1
Структура содержания образования в области безопасности жизнедеятельности в вузе
Наименование дисциплин |
Компонент содержания |
|||
Социально-гуманитарный |
Естественнонаучный |
Психолого-педагогический |
Профессиональных (ноксологический) |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины |
||||
Иностранный язык |
+ |
+ |
||
Физическая культура |
+ |
+ |
+ |
|
Отечественная история |
+ |
+ |
||
Культурология |
+ |
+ |
||
Политология |
+ |
+ |
||
Правоведение |
+ |
+ |
||
Русский язык и культура речи |
+ |
+ |
||
Социология |
+ |
+ |
||
Философия |
+ |
+ |
+ |
|
Экономика |
+ |
+ |
||
Общие математические и естественнонаучные дисциплины |
||||
Математика |
+ |
|||
Информатика |
+ |
+ |
||
Физика |
+ |
+ |
||
Химия |
+ |
+ |
||
Биология с основами экологии |
+ |
+ |
+ |
|
Общепрофессиональные дисциплины |
||||
Психология |
+ |
+ |
||
Педагогика |
+ |
+ |
||
Основы специальной педагогики и психологии |
+ |
|||
Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности |
+ |
+ |
||
Возрастная анатомия и физиология |
+ |
+ |
+ |
|
Современные средства оценивания результатов обучения |
+ |
|||
Дисциплины предметной подготовки |
||||
Теоретические основы безопасности человека |
+ |
+ |
||
Основы национальной безопасности |
+ |
+ |
+ |
|
Правовое регулирование и органы обеспечение безопасности жизнедеятельности |
+ |
+ |
+ |
|
Опасности социального характера и защита от них |
+ |
+ |
+ |
|
Криминальные опасности и защита от них |
+ |
+ |
+ |
|
Опасные ситуации природного характера и защита от них |
+ |
+ |
||
Безопасный отдых и туризм |
+ |
+ |
+ |
+ |
Опасные ситуации техногенного характера и защита от них |
+ |
+ |
+ |
|
Безопасность на дороге и в общественном транспорте |
+ |
+ |
+ |
|
Пожарная безопасность |
+ |
+ |
+ |
+ |
Экология и безопасность жизнедеятельности |
+ |
+ |
+ |
+ |
Социология безопасности |
+ |
+ |
+ |
|
Основы обороны государства и военной службы |
+ |
+ |
+ |
|
Гражданская оборона |
+ |
+ |
+ |
|
Охрана труда на производстве и в учебном процессе |
+ |
+ |
+ |
+ |
Информационная безопасность |
+ |
+ |
+ |
|
Психологические основы безопасности |
+ |
+ |
||
Здоровый образ жизни и его составляющие |
+ |
+ |
+ |
+ |
Основы медицинских знаний |
+ |
+ |
+ |
|
Обеспечение безопасности образовательного учреждения |
+ |
+ |
+ |
Рассмотрим основное содержание представленных компонентов.
Социально-гуманитарный компонент содержания педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности наполняется за счет изучения таких дисциплин как «Философия», «Отечественная история», «Культурология», «Русский язык и культура речи», «Социология» и «Политология». Данный содержательный компонент, кроме культурологической смысловой нагрузки, имеет значительную мировоззренческую и методологическую сущность.
Дисциплины рассматриваемо компонента позволяют студентам раскрыть основные понятия «человек», «общество», «культура» и осмыслить роль и место человека в практическом освоении мира; понять смысл структуры и взаимосвязи общества и природы, рассматривать природу как объект материально-производственной деятельности человека, осознать сущность научно-технического прогресса и его связь с глобальными современными проблемами, изучить взаимосвязи в системе «человек – природа – общество». Кроме того, в дисциплинах рассматриваются основные понятия культурологи, типология культур, культура и природа, культура и общество, культура безопасности как компонент общей культуры человека, раскрывается социально-гуманитарный аспект, политические и правовые аспекты образования в области безопасности жизнедеятельности.
В структуру естественнонаучной подготовки учителя безопасности жизнедеятельности входят учебные дисциплины «Математика», «Информатика», «Физика», «Химия», «Биология с основами экологии», обладающие большими возможностями в наполнении естественнонаучного компонента содержания педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности.
Естественнонаучные знания во всем процессе подготовки студентов педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности занимают важное место, так как являются предпосылками в становлении личностных убеждений, влияют на формирование культуры безопасности жизнедеятельности, гуманистического мировоззрения, выработку определенных норм и правил безопасного поведения в системе «человек – природа», соответствующих целям современного общества. Содержание данных дисциплин ЕН цикла ГОС ВПО является фундаментом для формирования у студентов содержательной части дисциплин предметной подготовки (ноксологических знаний). Это связано с тем, что системообразующим фактором содержательной части дисциплин предметной подготовки учителя безопасности жизнедеятельности является круг опасностей, определяемых физическими факторами и полями, химическими факторами и системами, биолого-экологическими факторами и системами (потоки вещества и энергии, информации). Это основные опасности, имеющие естественное (природное) и антропогенное (техногенное, информационное) происхождение.
Психолого-педагогический компонент содержания педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности включает знания о целях и задачах образовательной области «Безопасность жизнедеятельности», ее функциях; содержании образования по ОБЖ школьников как системе знаний научных ноксологических законов и закономерностей, понятий, фактов, системе способов деятельности в области безопасности жизнедеятельности, системе воспитания культуры безопасности жизнедеятельности и эмоционально-ценностных отношений к миру, природе, обществу, личности. Важное значение имеют знания основных положений теории развития предметных понятий, о методике формирования и развития ноксологических знаний, о развитии способов предметной деятельности, о методах, формах и средствах обучения школьников курсу «ОБЖ».
В структуре деятельности учителя безопасности жизнедеятельности, связанной с научной областью «Безопасность жизнедеятельности», все виды и способы деятельности выступают в качестве предметных ноксологических, педагогических и методических знаний, умений и навыков.
Ноксологический компонент содержания педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности (в силу его значимости выделяется специально) реализуется при изучении дисциплин предметной подготовки.
Действия человека, благодаря его разуму, отличаются прогнозированием развития событий, оценкой последствий своих действий, анализом причин опасностей, выбором наиболее эффективного варианта действий по обеспечению своей безопасности. Кроме непосредственного – инстинктивного или разумного – противодействия обнаруженным угрозам человек стремится ликвидировать причины потенциальных опасностей. В результате в число мер безопасности входят как защита от угроз, так и предотвращение потенциальных опасностей с помощью преобразования окружающей среды.
Ноксологический компонент в системе подготовки педагога безопасности жизнедеятельности проявляется в готовности и способности личности использовать в профессиональной деятельности приобретенную совокупность знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности в сфере профессиональной деятельности, характер мышления, при котором вопросы безопасности рассматриваются в качестве приоритета.
Таким образом, безопасность жизнедеятельности человека заключается в нормализации ноксосферы путем исключения опасностей и использования различных приемов и средств, направленных на адаптацию человека к соответствующей среде и повышению его защищенности.
Тем самым ноксологический компонент образования педагога безопасности жизнедеятельности включает в себя изучение происхождения и совокупного действия опасностей, принципов их минимизации и основ защиты от них.
Основной целью изучения дисциплин предметной подготовки, включающих ноксологический компонент, является углубление и развитие знаний о системе обеспечения безопасности в условиях негативных факторов среды обитания, а также формирование навыков практического использования знаний в области обеспечения безопасности при осуществлении организационно-управленческой и эксплуатационной профессиональной деятельности.
Основными задачами изучения дисциплин предметной подготовки, включающих ноксологический компонент, являются:
– изучение опасностей, создаваемые избыточными потоками, энергии и информации;
– освоение методов и средств защиты от опасностей на местном, региональном и глобальном уровнях, видов мониторинга опасностей;
– оценка негативного воздействия реализованных опасностей, пути дальнейшего совершенствования человеко- и природозащитной деятельности.
Ноксологический компонент содержания ДПП аккумулируется в ключевых дисциплинах:
– «Теоретические основы безопасности человека», в которой даются такие дидактические единицы как понятие об опасности и безопасности, об опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуациях; виды опасностей; источники, причины их возникновения; классификация опасностей (природные, техногенные, социальные, смешанные); объекты безопасности, их взаимообусловленность; безопасность как условие и потребность жизни человека; безопасность в различных сферах жизнедеятельности и др.;
– «Основы национальной безопасности», которая формирует следующие фундаментальные понятия: о локальной цивилизации, нации, национальной безопасности, национальных интересов; взаимозависимость безопасности страны, общества, государства, личности; концепция национальной безопасности Российской Федерации; современный комплекс проблем безопасности и др.;
– «Правовое регулирование и органы обеспечение безопасности жизнедеятельности», которая построена на основе интеграции правовых и ноксологических знаний о законодательстве РФ в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности, защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; Федеральных целевых программах в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; международных соглашениях, местном и региональном законодательстве; правовых актах, нормативах по охране труда учащихся и персонала, обеспечении безопасности в учебном заведении; современном комплексе субъектов и мер безопасности; системе органов обеспечения безопасности в РФ и правовое регулирование их деятельности и др.
Основное содержание рассматриваемых дисциплин формирует ноксологическое мировоззрение у обучающихся, раскрываемое и углубляемое в дальнейшем путем изучения комплекса дисциплин, условно разделенных на блоки по видам опасностей и направлениям обеспечения безопасности, к которым относятся:
– блок 1 (опасности природного характера и защита от них): «Опасные ситуации природного характера и защита от них», «Безопасный отдых и туризм», «Экология и безопасность жизнедеятельности» и др.
– блок 2 (опасности техногенного характера и защита от них): «Опасные ситуации техногенного характера и защита от них», «Пожарная безопасность», «Охрана труда на производстве и в учебном процессе», «Обеспечение безопасности образовательного учреждения» и др.
– блок 3 (опасности социального характера и защита от них): «Опасности социального характера и защита от них», «Криминальные опасности и защита от них», «Безопасность на дороге и в общественном транспорте», «Социология безопасности», «Информационная безопасность», «Психологические основы безопасности» и др.
Данные дисциплины выполняют роль по обогащению содержания ноксологических понятий, составляющих базовый глоссарий педагога безопасности жизнедеятельности, их обобщению и систематизации.
Рассматриваемые дисциплин имеют высокую практическую направленность, т.к. в процессе их изучения у обучающихся формируются ноксологические знания, умения и навыки, а также алгоритмы безопасного поведения и способы, средства и методы коллективной и индивидуальной защиты в опасных и чрезвычайных ситуациях различного происхождения.
Таким образом, исходя из содержания образования в области безопасности жизнедеятельности в вузе, определим ноксологический подход как направление методологии научного познания и социально-педагогической практики, в основе которого лежит исследование объектов и субъектов обеспечения безопасности с точки зрения влияния на них опасностей и угроз. При этом ноксологический подход в своем содержании базируется на деятельности специалистов безопасности жизнедеятельности по идентификации, предупреждению, противодействию и ликвидации опасностей и угроз в системе «человек – общество – природная среда – техносфера».
ЛИТЕРАТУРА
1. Абрамова С.В., Бояров Е.Н. Методологические основы подготовки специалиста образования в области безопасности жизнедеятельности // Современные проблемы науки и образования. 2011. № 6. С. 158-158.
2. Бордовский Г.А., Соломин В.П. Глобальные тенденции и факторы становления новой парадигмы высшего естественнонаучного педагогического образования. / Непрерывное педагогическое образование. – Вып. XVI Теоретические основы многоуровневого естественнонаучного педагогического образования: Коллективная монография. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002.
3. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / [Л.А. Михайлов и др.]; под ред. Л.А. Михайлова. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – С. 13-15.
Опубликовано:
Бояров Е.Н., Абрамова С.В. Ноксологический подход в содержании образования педагогов безопасности жизнедеятельности // Педагогическое образование в России. –2012. – №4. С. 111-117.
Произведение «Ноксологический подход в содержании образования педагогов безопасности жизнедеятельности» созданное автором по имени Бояров Е.Н., публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция — На тех же условиях») 3.0 Непортированная
Читать также:
- Новость с РТ
- Структура информационной образовательной среды подготовки специалиста образования в области безопасности жизнедеятельности
- Факторы развития информационной образовательной среды вуза
- Оценка сформированности профессиональных компетенций у студентов в условиях безопасной информационной образовательной среды вуза
- Проектирование безопасной информационной образовательной среды вуза