Структура информационной образовательной среды подготовки специалиста образования в области безопасности жизнедеятельности
В конце XX века российская система образования претерпевает бурные изменения, которые затрагивают все ее элементы — от финансирования и управления до содержания образования, методов и форм оценки результатов. Эти изменения происходят на фоне решения проблемы подготовки педагогов в области безопасности жизнедеятельности и непосредственно связаны с проблемой построением информационной образовательной среды в образовательном учреждении. Анализ психолого-педагогической и методической литературы показал, что в структуре образовательной среды учеными выделяются следующие компоненты.
2. Содержательно-методический компонент (концепции обучения и воспитания, образовательные программы, формы и методы организации обучения и др.).
3. Коммуникационно-организационный компонент (особенности субъектов образовательной среды, коммуникационная сфера, особенности управленческой культуры).
2. Социальный (определяется особой формой общности).
3. Психодидактический (содержание образовательного процесса, способы действий, организация обучения).
2. Информационная часть среды (правила внутреннего распорядка, устав учебного заведения, традиции, правила личной и общественной безопасности, средства наглядности, персонально адресованные воздействия).
3. Соматическая часть среды (собственное тело и его состояния).
4. Предметная часть среды (материальные, физико-химические, биологические, гигиенические условия).
Элементы структуры информационной образовательной среды прослеживаются в работах И.Г. Захаровой, которая рассматривает следующие элементы информационной образовательной среды [3]:
— контролирующие системы (для оценивания качества обучения);
— обучающие и тренировочные системы (создание собственных учебных компьютерных средств на основе идеи программированного обучения) — автоматизированные обучающие системы;
— система для поиска информации (что не противоречит, а напротив, способствует современному требованию к информационной компетенции, предполагает высокий уровень знаний в области поиска, структурирования и хранения информации);
— моделирующие программы (потребность моделирования или визуализации каких — либо динамических процессов);
— микромиры — особые узкоспециализированные программы, позволяющие создать на компьютере специальную среду);
Кроме того, для функционирования образовательной среды необходимы следующие функциональные компоненты:
— инструментальные программные средства познавательного характера. Для развития познавательных или когнитивных качеств личности обучаемого;
— инструментальные средства универсального характера (развитие креативных или творческих качеств личности);
— инструментальные средства для обеспечения коммуникаций (информационные телекоммуникационные сети — Интернет, куда можно включить: электронную почту, электронную конференцсвязь, видеоконференцсвязь).
На структуру информационной образовательной среды влияют различные внешние и внутренние факторы.
Внешние факторы обусловлены процессами, которые невозможно контролировать в рамках системы образования. Эти факторы характеризуют достигнутый уровень развития информационной индустрии, распространенность использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) во всех сферах жизни общества в целом, и в системе высшего профессионального образования, в частности [5]. От них зависит:
— изменение общественных ожиданий, претензии к результативности системы высшего профессионального образования;
— требуемая общеобразовательная подготовка и уровень информационной культуры обучающихся;
— доступность и качество используемых средств ИКТ и цифровых информационных ресурсов;
— возможный на данный момент уровень решения задач информатизации образования и др.
К числу внешних факторов относятся социально-экономические и политические факторы, которые влекут за собой изменения мирового сообщества, и как следствие, способствуют возникновению в современном образовании таких процессов, как демократизация, глобализация, интеграция, гуманизация, гуманитаризация образования и его информатизация. Данные факторы определяют политические, экономические и социальные трансформации в стране, связанные с развитием информационного общества в Российской Федерации, которые принципиально изменили требования рынка труда и обучающихся к системе образования и ее продукту по содержанию и структуре подготовки в условиях информатизации образовательной среды вуза.
К внешним факторам можно, в первую очередь, отнести:
— социально-экономические преобразования российского общества, связанные с его информатизацией, при этом система управления образованием демонстрировала несоответствие демократическим принципам нового информационного общества и рыночной экономики;
— неоднородная и нестабильная финансовая ситуация, в первую очередь, сокращающееся бюджетное финансирование всех уровней, потребовавшую изменения структуры и схемы финансирования образования, поиска путей повышения эффективности затрат на образование;
— глобализация образования на основе тотальной информатизации всех сфер современного образовательного процесса, в том числе, и за счет внедрения ИКТ в систему высшего профессионального образования;
— образовательная политика Российской Федерации, одним из основных направлений которой является информатизация и обеспечение современным учебным оборудованием, совершенствование информационного образовательного процесса и материально-технической базы;
— глобализация применения информационных технологий во всех сферах жизни общества с учетом достигнутого уровня развития информационной индустрии и др.
Можно констатировать, что если еще десять-пятнадцать лет назад внешние факторы тормозили (как минимум, не поддерживали) процесс информатизации высшего профессионального образования, то сегодня они его подталкивают. Более того, внешние факторы стимулируют педагогов интенсивнее обсуждать внутренние факторы процесса информатизации системы высшего профессионального образования, а в последнее время и развития информационной образовательной среды вуза.
Таким образом, внешние факторы определяют доступность и качество ИКТ, технологически возможный уровень информатизации общества, требуемую общеобразовательную подготовку и уровень информационной насыщенности современной образовательной среды.
Внутренние факторы обусловлены процессами, которые в значительной степени контролируются в рамках системы высшего профессионального образования. Они связаны с текущим уровнем развития педагогической науки и инновационной практики, способностью системы высшего профессионального образования откликаться на изменяющиеся ожидания и вызовы общества, воспринимать и осваивать новые инструменты (средства) работы с информацией для решения широкого спектра образовательных задач. Эти факторы характеризуются:
— разработанностью вопросов изменения содержания образования, методов и форм учебной работы, требующих включения ИКТ в образовательный процесс;
— имеющимся научно-методическим и практическим заделом в области информационных образовательных ресурсов в комплекте с необходимыми учебными и методическими материалами;
— достигнутым уровнем профессиональной подготовки специалистов образования, их знакомством с педагогическим потенциалом ИКТ и способностью использовать этот потенциал в своей профессиональной работе;
— гибкостью системы управления образовательными учреждениями, ее готовностью и способностью к изменению содержания образования и сложившихся форм работы педагогов, способностью распознавать и осваивать новое, выявлять и распространять прогрессивные организационные формы и методы учебной работы на основе применения ИКТ.
Внутренние факторы определяют, как на практике будут происходить потенциально возможные изменения, как и какие современные ИКТ и средства образования на их основе будет запрашивать вуз, как будут использоваться те средства, которые вложены в сферу образования и оказывают постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование системы высшего профессионального образования в области безопасности жизнедеятельности.
К внутренним факторам, определяющим изменения системы образования можно отнести следующие:
— качество образования и его контроль, заключающийся в сформированности информационной системы оценки качества образования в общем, направленной на создание таких условий подготовки специалистов в области безопасности жизнедеятельности, которые необходимы и достаточны для их успешной профессиональной деятельности. Данный фактор представляет собой многокомпонентное явление, включающее в себя не только качество образовательного процесса, но и качество (уровень) информационной образовательной среды образовательного учреждения;
— кадровый потенциал, заключающийся в высокой квалификация педагогических кадров, а также традиции лидерства в образовательной системе РФ, направленный на ориентирование педагогов на современные ИКТ;
— инфраструктура системы образования и её безопасность, характеризующийся расширением материально-технической базы и средств подготовки специалистов в области безопасности жизнедеятельности на основе применением современных ИКТ.
Совокупность данных факторов определяют специфическое направление развития современного образовательного процесса — информационное, в рамках которого стало складываться представление о том, что необходимо перейти к использованию средств информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе. В дидактико-организационном аспекте возможности образовательной среды выступают ресурсом повышения качества образования, источником развития личностного и профессионального опыта.
Однако для эффективной работы в информационном пространстве следует сформулировать и обозначить следующий ряд требований, так как обучение в условиях информатизации несколько отлично от обучения с традиционными формами:
— создание дополнительных условий, так как информационное образовательное пространство превосходит по своим возможностям традиционное обучение;
— создание мультимедийного методического кабинета с наглядно структурированным представлением информации, включающим источники электронных ресурсов, предназначенные для организации самостоятельной, поисково-исследовательской деятельности;
— создание учебных материалов «нового поколения» при участии специалистов в области педагогики, психологии, программирования, компьютерного дизайна;
— формирование активной позиции обучающихся к образовательному процессу, способствуя их творческой познавательной деятельности, развитию самостоятельности и инициативы;
— определение четких критериев оценивания всех дисциплин профессиональной подготовки.
Таким образом, информационная образовательная среда вуза должна включать в себя совокупность технических, программных, телекоммуникационных и методических средств, позволяющих применять в образовательном процессе новые информационные технологии, осуществлять сбор, хранение и обработку данных системы образования, осуществлять поддержку образовательного процесса и автоматизацию управленческой деятельности. Содержательный потенциал информационной образовательной среды способен обеспечить становление и развитие современного педагога в области безопасности жизнедеятельности, сформировать интеллектуально-духовную систему выпускника, обеспечить подготовку к профессиональной деятельности, располагающей относительно точно очерченным кругом знаний, умений, компетенций, уровнем развития мастерства.
Список использованной литературы:
1. Абрамова С.В., Бояров Е.Н. Общие закономерности развития образовательного пространства «Безопасность жизнедеятельности» // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 14, № 3 (2), 2012. С. 569−573.
2. Большой энциклопедический словарь - М.: Большая Российская энциклопедия, СПб.: «Норит», 2000. — 1456с.
3. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — С. 15.
4. Педагогическая психология / Под ред. Регуш Л., Орловой А. — М.: Питер, 2008. — 414 с.
5. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие - М.: Изд-во «НексПринт», 2010. — 95с.
Опубликовано
Е.Н. Бояров. Структура информационной образовательной среды подготовки специалиста образования в области безопасности жизнедеятельности // Теоретические и практические вопросы развития научной мысли в современном мире: сборник статей II Международной научно- практической конференции. 29−30 апреля 2013 г.: в 4ч. Ч.3. — Уфа: РИЦ БашГУ, 2013. — 322. — С. 44−50.
Читать также:
- Совбез одобрил проект основ госполитики в сфере информбезопасности
- Патрушев рассказал о новой стратегии информационной безопасности
- Матвиенко призвала формировать цифровую грамотность россиян
- Совбез одобрил проект основ госполитики в сфере информбезопасности
- Структура информационной образовательной среды подготовки специалиста образования в области безопасности жизнедеятельности
Похожие записи:
- Не найдено