Формирование информационной компетентности специалиста образования в области безопасности жизнедеятельности
Быстрое развитие информационно-коммуникативных технологий еще раз подчеркивает особенность современного общества, общества информационного, общества расширяющего границы фундаментальных понятий, знаний, умений. Возможности информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) становятся беспрецедентными для развития человека, для эффективного решения многих профессиональных, экономических, экологических, социальных и бытовых проблем [2; С. 3].
На протяжении последних десятилетий ХХ века и начала XXI века все отчетливее видится новый виток развития цивилизации, отчетливее чувствуется ступень развития, на которую встало общество — информационная цивилизация, информационное общество. По-прежнему, одним из основных ресурсов развития государства, общества являются экономические и энергетические ресурсы, но все большую значимость приобретает информация вообще, и информационный ресурс, в частности. Тем самым повышается роль знания в новой социальной системе — культуре информационных взаимоотношений между человеком и социумом. В этой связи важную и актуальную социальную задачу представляет определение и обоснование качеств современного выпускника, востребованных на данном этапе развития российского общества.
Современные глобальные тенденции и переход к информационному обществу предъявляют новые, более высокие требования и к системе образования в нашей стране.
В информационном обществе XXI века главной ценностью становится самостоятельное приобретение нового знания, полученного благодаря беспрепятственному доступу к информации и наличия базовых умений и компетенций. При этом обмен информацией не имеет ни пространственных, ни временных границ. Современное информационное общество, в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане обладали высокой информационной компетентностью.
Существуют определенные характеристики общества: экономические, политические социальные и др. Часто наличие информационных технологий считается единственной особенностью информационного общества, однако сами по себе они не определяют его фундаментальные экономические, социальные, культурные и политические характеристики, среди которых основными являются следующие:
— в современном мире страны, достигшие стадии информационного общества (ИО), обладают наиболее эффективной и мощной экономикой, лидируют по всем показателям благосостояния граждан — уровню жизни, ее средней продолжительности, социальной защищенности, медицинскому обслуживанию и здравоохранению. Эти страны так же опережают остальные в строительстве гражданского общества, обеспечении прав человека и основ демократии;
— в структуре производительных сил ИО ведущую роль играет научно-технический потенциал. Отсюда второй часто употребляемый термин — «общество знания» или «общество, основанное на знании». Новая роль науки как основы благосостояния общества является наиболее весомым, бесповоротным и перспективным изменением, произошедшим в жизни человечества за последнее столетие;
— в промышленности и сфере услуг ведущую роль играют обеспечивающие интенсивный характер экономического роста наукоемкости (high technology) отрасли, в том числе информационные;
— экономика ИО носит инновационный характер, причем инновации обретают форму каскадов, а их диффузия в обществе протекает намного быстрее, чем раньше;
— в ИО особое значение приобретает качество труда, его квалификация. Информационной экономике нужны работники с высокой профессиональной подготовкой, широко образованные, способные и готовые участвовать в стратегическом планировании.
— ИО обладает высокоразвитой, насыщенной информационной инфраструктурой [4].
На основе анализа публикаций представляется возможным назвать основные черты, присущие информационному обществу:
— информация и знания — главная преобразующая сила общества, а информационные ресурсы — это стратегические ресурсы общества;
— глобальная информатизация, стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий — основа новой экономики, экономики знаний;
— новизна, быстротечность, ускорение — наиболее характерные черты жизни;
— цикл обновления как производственных, так и социальных технологий составляет шесть-восемь лет, опережая темпы смены поколений;
— непрерывное образование и способность к переквалификации — неотъемлемая часть сохранения социального статуса личности;
— судьба каждого человека зависит от способности своевременно находить, получать, адекватно воспринимать и продуктивно использовать новую информацию.
Важное место в понимании такого понятия как «информация» и механизма информационных процессов в обществе и его институтах занимает понятие информационной среды, которая является с одной стороны, проводником, преобразователем и распространителем информации, а с другой — источником побудительных причин деятельности людей. В процессе своей деятельности человек активно взаимодействует с информационной средой, получая из нее новые личностные знания, генерируя новые знания и представляя их в форме информации, которую помещает в информационную среду. Любому субъекту системы «человек — среда обитания» свойственна определенная информационная среда, в которую он погружен. Эта информационная среда отражает уровень развития как самого человека, так и окружающей его социальной среды и определяет принципы информационного поведения людей в общении друг с другом.
В этой связи возрастают роль и ответственность системы образования во всех ее звеньях, которые должны обеспечить и подготовку необходимого количества специалистов, в том числе научную элиту, и общий достаточно высокий уровень грамотности населения, необходимый гражданскому обществу. Кроме того, появляется необходимость специальной подготовки человека к жизни в информационном обществе. Поэтому вхождение человеческой цивилизации в информационное общество и общество знаний предъявляет принципиально новые требования к системе образования. Характер принципиальных изменений, происходящих в системе образования, характеризуется следующими факторами:
— смещение основного акцента с усвоения значительных объемов информации, накопленной впрок, на овладение способами непрерывного приобретения новых знаний и умения учиться самостоятельно;
— освоение навыков работы с любой информацией, с разнородными, противоречивыми данными, формирование навыков самостоятельного (критичного), а не репродуктивного типа мышления;
— дополнение традиционного принципа «формировать профессиональные знания, умения и навыки» принципом «формировать профессиональную компетентность».
Не трудно заметить, что в новой парадигме образования значительное место занимает «информационная составляющая». Действительно, в последние годы во всем мире серьезное внимание стали уделять информационной подготовке личности. При этом в зарубежной практике наибольшее распространение получила концепция информационной грамотности личности, а в России — концепция формирования информационной культуры личности.
В современном мире всё более отчётливо проявляется прямая зависимость между информационными компетенциями человека и качеством его жизни. В силу этого возникает объективная необходимость внести существенные изменения и в образовательный процесс с целью интенсификации развития информационных компетенций специалистов образования вообще, и образования в области безопасности жизнедеятельности, в частности.
Изменение общества влечет за собой изменение в системе высшего профессионального образования, где на первое место выходят такие компетентности как профессионализм, самостоятельность, умение видеть, осознавать, оценивать проблемы, уметь решать их в соответствии со сложившейся ситуацией и реагировать на различные внешние изменения в области профессиональной деятельности, экологическая компетентность. Сфера образования — это информационная сфера, где происходит накопление, хранение и передача информации. Те же самые функции несут в себе и информационно-коммуникативные технологии и оптимальное их использование не возможно без учета научных, технических достижений.
Прямое влияние на сферу образования оказывают:
— информатизация жизни общества, требующая от человека умений работать с информацией, используя различные ее источники и технологии обработки;
— открытость образования культуре, его включенность в современные интеграционные процессы, охватившие все сферы общественного развития;
— открытость социуму — расширение всесторонних связей образования с другими социальными институтами с целью своевременного реагирования на быстро меняющиеся социально-экономические и социально-политические реалии;
— открытость образования человеку — реализуется в общедоступности знаний и обеспечивает его свойства вариативности, индивидуализации, непрерывности;
— демократизация — становление гражданского общества — предполагает предоставление человеку большей свободы и ориентирует его на проявление большей ответственности по отношению к обществу, семье и самому себе;
— становление нового культурного типа личности, соответствующего современной культуре, характеризующегося самостоятельностью и готовностью к обучению в течение всей жизни [5; С. 7].
За последнее время радикально изменился рынок труда и структура общества, а соответственно изменились требования и ожидания общества и рынка труда к специалистам с высшим профессиональным образованием [3; С. 7].
Профессиональная подготовка специалистов образования в области безопасности жизнедеятельности определяется способностью решать профессиональные задачи, которые в свою очередь говорят о профессиональной компетентности, включающую в себя ключевую, базовую и специальную компетентность (А.П. Тряпицына, И.С. Батракова, Н.Ф. Радионова, В.А. Козырев, С.Р. Удалов и др.). С.Р. Удалов выделил три этапа становления профессиональной компетентности:
Первый этап формирует ключевые компетентности, проявляющиеся в способности решать профессиональные задачи на основе использования информации, коммуникации, социально-правовых основ поведения личности.
Второй этап формирует базовые компетентности, отражающие специфику профессиональной деятельности.
Третий этап формирует специальные компетенции, отражающие специфику предметной или надпредметной деятельности [6].
Информационная компетентность включается в состав профессиональной компетентности как одна из ключевых, так как предполагает использование универсальных средств информатизации и информационных технологий при решении профессиональных задач.
Опираясь на исследования С.Р. Удалова в области методических основ подготовки педагогов к использованию средств информатизации и информационных технологий в профессиональной деятельности, мы выделили компетенции к использованию ИКТ, необходимые специалисту образования в области безопасности жизнедеятельности в его профессиональной деятельности:
I. Этап формирования ключевой компетентности:
— понимание значения информатизации образования;
— использование универсальных программных средств реализации технологий;
— создание текстовых и графических документов, простые информационные системы;
— понимание сущности и значения педагогической информации;
— использование компьютера как педагогического технического средства;
— понимание характера педагогической деятельности в условиях информационного общества;
— поиск информации с помощью электронных ресурсов.
(этап формирования базовой компетентности)
— знание новых педагогических технологий, их особенностей в условиях применения ИКТ;
— знание общих способов конструирования целей, содержания, методов и форм педагогического процесса в условиях информатизации образования;
— использование ИКТ в обучении;
— формирование представления о рабочем месте учителя безопасности жизнедеятельности;
— создание и использование аудиовизуальной учебной информации.
II. Этап формирования специальной компетентности:
— представление педагогической и экологической информации с помощью средств ИКТ;
— умение планировать и решать профессиональные задачи средствами ИКТ;
— упорядочивание, систематизация и структурирование педагогических данных, используя средства ИКТ;
— анализ информационных моделей педагогических систем и интерпретация полученных результатов;
— предвиденье последствий применения средств ИКТ в деятельности учителя безопасности жизнедеятельности;
— готовность осваивать и применять новые средства ИКТ [6].
В современном обществе сложно подготовить компетентностного, конкурентоспособного специалиста без использования информационно-коммуникативных технологий. Как говорилось выше, современное общество требует высокопрофессионального, компетентностного специалиста в связи, с чем возрастает роль уровневого образования обеспечивающего подготовку специалистов разного уровня. Уровневая подготовка специалиста образования в области безопасности жизнедеятельности в университете требует развитие таких умений, как: решать профессиональные задачи, основываясь на информации и коммуникации современного общества, строить профессиональную деятельность, основываясь на современные требования к системе образования, научных открытиях и технических достижениях.
Студенту-будущему специалисту образования в области безопасности жизнедеятельности, должны быть предоставлены огромные возможности для профессионального развития с использованием ИКТ, но грамотно распоряжаться этими возможностями смогут лишь те, кто обладает необходимыми знаниями, позволяющими ориентироваться в информационном пространстве. В связи с этим будущий специалист образования в области безопасности жизнедеятельности сможет использовать преимущества глобализации общества, в частности устраивать виртуальные презентации, обмениваться результатами профессиональной деятельности с людьми, живущими во всех уголках планеты, работать над одним проектом с участниками из разных стран и городов.
Опираясь на требования к специалистам в условиях становления информационного общества, информатизации образования, мы можем выделить компетенции, которыми обязан овладеть специалист образования в области безопасности жизнедеятельности для успешной профессиональной педагогической деятельности. Мы предлагаем рассмотреть компетенции в двух векторах, один из которых включает общие компетенции, то есть компетенции, направленные на знания, умения и навыки применения ИКТ в любой профессиональной деятельности. Второй вектор включает в себя специальные компетенции, направленные на получение знаний, умений и навыков в специализированной педагогической деятельности.
Общие компетенции:
— владение на репродуктивно-творческом уровне базовыми знаниями в области информатизации науки и образования;
— способность применять информационно-коммуникативные технологии в сфере науки и образования;
— способность получать и анализировать информацию из информационных ресурсов;
— способность предвидеть эффективность использования информационно-коммуникативных технологий в научной и образовательной деятельности;
— умение работать в междисциплинарной среде с использованием информационно-коммуникативных технологий;
— способность отбора и оценки качества используемых информационно-коммуникативных технологий, электронных продуктов и сетевых структур.
— умение самостоятельно образовываться с помощью информационно-коммуникативных технологий, электронных продуктов и сетевых структур.
К специальным компетенциям мы отнесли следующие:
— знание основ и истории становления и развития использования ИКТ в науке и образовании;
— умение использовать в профессиональной деятельности электронные образовательные ресурсы, автоматизированные системы обучения, дистанционное обучение, Интернет-технологии;
— способность проводить обработку информации компьютерными технологиями;
— способность критически осмысливать развитие теории и практики информационно-коммуникативных технологий.
Использование компьютерных технологий в системе уровневой подготовке будущего специалиста образования в области безопасности жизнедеятельности предполагает решение задачи воспитания информационной культуры, предполагающей понимание сущности современных информационно-коммуникативных технологий, а так же «компьютерной грамотности» как среди обучающихся, так и среди обучающих, в связи с тем, что данное понятие включает в себя определение знаний, умений, навыков, касающихся общения с компьютерными технологиями, их возможностями при решении профессиональных задач. Нужно заметить, что еще в начале 90-х годов XX века академик Б.С. Гершунский изучая теоретико-методологические проблемы связанные с поиском путей и методов эффективного использования компьютерных технологий в сфере образования и педагогической науке заметил, что «…фактор компьютеризации в сфере образования связан с необходимостью решения задач массовой компьютерной грамотности, формирования у всех … специфических качеств пользователя разнообразных средств информатики и вычислительной техники. Именно на той основе появляется обеспечить в обозримом будущем все общество мощным массовым средством усиления интеллектуальной деятельности» [1; С. 7].
Таким образом, в современных условиях информационно-социальных преобразований система образования претерпевает ряд позитивных изменений. В условиях уровнено образования понятие «компетентность» коррелирует с такой дефиницией современного общества, как «информация». Информационная компетентность в структуре подготовки будущего специалиста образования в области безопасности жизнедеятельности формируется на основе структурных и качественных преобразований системы «человек — среда обитания» и современным социальным заказом. Тем самым, для успешной профессиональной педагогической деятельности специалисту образования в области безопасности жизнедеятельности необходимо овладеть необходимыми знаниями, и компетенциями, позволяющими ориентироваться в информационном пространстве.
Список литературы
1. Гершунский БС. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. — М.: Педагогика, 1987.
2. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.
3. Концептуальная инновационная модель системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий: Методические материалы. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008.
4. Майстрович Т.В. Формирование культурного пространства и мультимидийные технологии // Человек в информационном пространстве цивилизации: культура, религия, образование. Международная научная конференция Краснодар-Новороссийск 19−21 сентября 2000 г. Тезисы докладов. — Краснодар, 2000. — С. 84−87.
5. Модернизация современного университетского образования в контексте инновационного развития: Учебно-методическое пособие / под общ. ред. проф. Г. А. Бордовского, проф. С.А. Гончарова. — СПб.: Академия Исследования Культуры, 2008.
6. Удалов С.Р. Методические основы подготовки педагогов к использованию средств информации и информационных технологий в профессиональной деятельности // port.kspu.ru/ivt/magazine // Сибирский электронный образовательный журнал «Современное образование», 2005.
Опубликовано:
Педагогика безопасности: наука и образование: материалы Всероссийской научной конференции с международным участием, Екатеринбург, 12 декабря 2011 г.: в 2 ч. / сост. и общ. ред. В. В. Гафнера; ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». — Екатеринбург, 2012. — Ч. 1. — 212 с. — С. 21−26.
Читать также:
- Новость с РТ
- Структура информационной образовательной среды подготовки специалиста образования в области безопасности жизнедеятельности
- Факторы развития информационной образовательной среды вуза
- Оценка сформированности профессиональных компетенций у студентов в условиях безопасной информационной образовательной среды вуза
- Проектирование безопасной информационной образовательной среды вуза
Похожие записи:
- Формирование информационной компетентности специалиста образования в области безопасности жизнедеятельности
- Методическая система обучения безопасности жизнедеятельности в вузах гуманитарного профиля
- К методике формирования экологической культуры у школьников в курсе основ безопасности жизнедеятельности
- Анализ конкретных ситуаций как метод обучения школьников на уроках курса «Основы безопасности жизнедеятельности»