Проектирование безопасной информационной образовательной среды вуза
Современная образовательная среда строится с учетом множества факторов, влияющих на структуру, содержание и применяемые образовательные технологии и представляет собой достаточно трудозатратный научно-исследовательский процесс. Кроме того, в современном образовательном процессе одним из видом педагогической деятельности является педагогическое проектирование, представляющее собой предварительную разработку основных деталей предстоящей деятельности обучающихся и педагогов.
В этой связи педагогическое проектирование безопасной информационной образовательной среды в условиях развития нашей страны в соответствии со Стратегией развития информационного общества Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. № Пр-212 и реализации современного комплекса информационных угроз и опасностей, является актуальным и своевременным направлением научно-педагогического исследования.
Педагогическое проектирование является функцией любого педагога, не менее значимой, чем организаторская, гностическая (поиск содержания, методов и средств взаимодействия с учащимися) или коммуникативная.
Педагогическое проектирование безопасной информационной образовательной среды основывается не просто на компонентном составе среды, но исходит из оценки состояния информационной защищенности личности в ней, в соответствии с которой образовательная среда будет задаваться:
— через образовательное пространство с совокупностью условий безопасности жизненной среды во взаимодействии с личностью;
— через образовательные деятельности, обеспечивающие влияния на развитие информационных представлений личности, отношения к информации в целом, технологий взаимодействия с информационными ресурсами в условиях предотвращения угроз информационной безопасности;
— через образовательные ресурсы, черпаемые для обеспечения свободы выбора возможностей взаимодействия личности и рассредоточенной информацией.
Информационную безопасность образовательной среды определяют следующие признаки:
— обеспеченность оптимизации действия всех значимых информационных факторов;
— посильность создания субъектами образовательного процесса действительных условий среды безопасной информационной модальности;
— реальность обеспечения согласования, комплементарной основы контактов личности и образовательного пространства;
— осуществимость построения специализированного культурологического базиса преобразования образовательной среды;
— перспективная направленность на развитие не только представлений об информации как ресурсе, но также отношения, технологий взаимодействия личности и информационной среды в состоянии защищенности от негативного воздействия опасных факторов внутреннего и внешнего характера;
— определенность уровней индивидуальных аксиологических фильтров личности и социальных установок на формирование безопасной информационной образовательной среды;
— неограниченность масштабных характеристик безопасности планируемого образовательного процесса.
В процессе педагогического проектирования специфически интерпретируются, с точки зрения информационной безопасности, функции образовательной среды:
— как системы возможностей развития личности, содержащихся в пространственно-предметном и социальном окружении: обеспечение возможности безопасного проявления нераскрытых способностей и личностных потенциалов в области сбора, анализа и представления информации, в соответствии с присущими каждому индивиду природными задатками и требованиями возрастной социализации, а также формирование и развитие культурологических знаний;
— как средства обучения и развития: обеспечение качественно значимого перехода условий образовательной среды в целенаправленные воздействия, вызывающие преобразования и коррекции личностных структур, минуя зоны информационного риска;
— как объекта проектирования и моделирования: функция реализуется структурной логикой разработки модели безопасной информационной образовательной среды.
Совокупность требований к безопасной информационной образовательной среде в соответствии с жизненной ориентацией обучающегося как субъекта образовательного процесса на информационную безопасность приобретает следующий вид:
— четкая регламентация прав и обязанностей субъектов образовательного процесса в аспекте их взаимодействия с компонентами образовательной среды;
— высокая определенность учебных ситуаций взаимодействия с информационными ресурсами и объектами образовательной среды;
— относительная предсказуемость возможного воздействия факторов информационной среды небезопасной модальности в образовательном процессе;
— возможность осуществления преобразовательных действий в границах всех компонентов образовательной среды;
— соответствие оценочных критериев качества образовательной среды индивидуальным параметрам информационной безопасности субъектов образовательного процесса;
— готовность к информационной деятельности по пресечению действий, наносящих вред объектам информатизации;
— закрытость информационных ресурсов образовательной среды действию факторов, дестабилизирующих состояние информационной безопасности.
Таким образом, педагогическое проектирование безопасной информационной образовательной среды должно учитывать современные вызовы информационного общества для построения наиболее адекватного индивидуального образовательного маршрута.
Список литературы
1. Абрамова С.В., Бояров Е.Н. Реализация системного подхода в построении методической системы подготовки специалистов в образовательной области безопасности жизнедеятельности// В мире научных открытий. 2011.№ 4.1. С. 397−404.
2. Авдеева Н.В., Бырылова Е.А., Станкевич П.В. Роль культуры в системе подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 5. С. 36−39.
3. Алисов Е.А. Разработка и обоснование концепции формирования экологически безопасной образовательной среды // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2011. № 17. С. 182−187.
4. Бояров Е.Н. Экология информационной образовательной среды // Астраханский вестник экологического образования. 2012. № 3. С. 78−84.
Опубликовано
Бояров Е.Н. Проектирование безопасной информационной образовательной среды вуза // Наука и образование в жизни современного общества: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 29 ноября 2013 г.: в 18 частях. Часть 12; М-во обр. и науки РФ. Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-наука-общество». 2013. С. 16−19.
Читать также:
- Совбез одобрил проект основ госполитики в сфере информбезопасности
- Патрушев рассказал о новой стратегии информационной безопасности
- Матвиенко призвала формировать цифровую грамотность россиян
- Совбез одобрил проект основ госполитики в сфере информбезопасности
- Структура информационной образовательной среды подготовки специалиста образования в области безопасности жизнедеятельности
Похожие записи:
- Не найдено