Информационная культура современного специалиста образования в области безопасности жизнедеятельности
В условиях информатизации общества одной из важнейших задач профессионального образования является подготовка специалистов, свободно ориентирующихся не только в предметной области, но и в уже используемых, а также перспективных информационных и коммуникационных технологиях, связанных с их профессиональной деятельностью. Система профессионального образования в настоящее время должна быть направлена на формирование информационного мировоззрения человека, подготовки и адаптации к условиям жизни и труда в информационном обществе, которое как открывает для человека возможности доступа к информации и знаниям, так и несет многочисленные риски и опасности. При работе с большими объемами информации трудно становится в ней ориентироваться, возможности современных информационных и коммуникационных технологий порождают опасность манипуляции сознанием и поведением человека. В связи с этим, перед системой профессионального образования возникает необходимость решения глобальной проблемы — подготовить людей к новым условиям жизни и профессиональной деятельности в информационном обществе, научить их эффективно использовать возможности информационных и коммуникационных технологий и уметь защищаться от негативных воздействий их применения.
В большей степени этот постулат относится и к специалистам образования в области безопасности жизнедеятельности, поскольку их предметная область представляет собой интегративную среду на стыке естественнонаучных, гуманитарных, технических дисциплин и навой научной области знаний «ноксологии», которые в своей совокупности обладают значительной информативностью.
«Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации», утвержденная Президентом РФ в 2008 году, определяет направление модернизации системы высшего образования, состоящую в глобальной информатизации всех сфер жизнедеятельности социума и связанной с переходом к качественно новому типу общества — информационному обществу.
Проведенный анализ нормативных документов в области образования (Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» [6], «Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года» [2] и др.) свидетельствует о несоответствии современной системы профессиональной информационной подготовки специалистов в вузе требованиям, отраженным в этих документах. Задача усложняется ростом объемов профессиональной информации, что требует от системы высшего профессионального образования обновления его содержания и разработки качественно новых педагогических технологий, создания профессиональной информационной среды подготовки специалиста, позволяющих обеспечить эффективность образовательного процесса, формирующего информационную культуру специалиста образования в системе непрерывной профессиональной подготовки в вузе.
Понятие информационной культуры базируется на двух фундаментальных понятиях — информация и культура. С точки зрения культуры, информационная культура рассматривается как составляющая процесса формирования культуры человека. Информационная культура, по сути, является той частью общей культуры человека, которая помогает ему самостоятельно наращивать знания, востребованные повседневной жизнью. Она включает следующие составляющие:
— культуру поиска информации при понимании человеком того, что ему необходимо устранить информационный дефицит — культура поиска предполагает умение проанализировать свои информационные потребности (ИП), умение использовать всевозможные каналы получения информации, освоение возможностей новых информационных технологий;
— культуру чтения и восприятия информации; осознание того факта, что любое чтение есть средство получения знаний;
— умение перерабатывать информацию;
— умение создавать и вести личные поисковые системы; стремление к повышению уровня коммуникационной компетентности;
— готовность не только получать, но и отдавать знания;
— умение четко и доказательно излагать результаты собственной деятельности.
В философском словаре под культурой понимается исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. В философии выделено несколько уровней анализа культуры: культура общества, культура социальных групп и культура отдельного человека [7].
Аналогично, различают информационную культуру общности людей (цивилизации), информационную культуру личности (человека) и информационную культуру различных социальных групп [А.А. Виноградов, М.Г. Вохрышева, Э.П. Семенюк, А.Д. Урсул и др.].
Преобладание информационно-технократического подхода, трудность адекватного определения понятия «информационная культура» заключается в сложности понимания категории «информация». В науке на сегодняшний день нет единого мнения о сущности такого явления, как информация. Существует более двухсот ее определений, каждое из которых проявляет какие-то отдельные се стороны. В рамках данной статьи представляем некоторые из них, наиболее характерно описывающие предмет исследования.
Термин «информация» происходит от латинского слова «informatio», что означает «разъяснение, изложение». Толковый словарь русского языка объясняет информацию как «сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством» [3]. Российская социологическая энциклопедия трактует информацию в самом общем виде, как передачу сообщений между передающей и принимающими системами, что ведет к изменению разнообразия состояния последней [4]. Информация представляется как отраженное разнообразие, образ материи или сознания, модель, знак, символ оригинала; уменьшаемая, снимаемая неопределенность в результате получения сообщений [1]; количественная мера уменьшения неопределенности, неупорядоченности (энтропии) системы или мера ее организации [5]; сигналы в единстве синтаксических, семантических и прагматических характеристик; передача, отражение разнообразия в любых объектах и процессах (неживой и живой природы) [8]; мера неоднородности в распределении энергии или вещества в пространстве и во времени (В.М. Глушков) и мера упорядоченности материальных и идеальных систем.
Информационная культура общества — это «уровень достигнутого в развитии информационного общения людей, а также характеристика информационной сферы жизнедеятельности людей, в которой мы можем отметить степень достигнутого, количество и качество созданного, тенденции развития, степень прогнозирования будущего» [А.П. Суханов]. Информационная культура выступает в этом случае как способ «сглаживания противоречий социального характера посредством их информационного регулирования» [М.Г. Вохрышева].
Определяя информационную культуру личности, исследователи рассматривают ее как составную часть базисной культуры личности — системной характеристики человека, позволяющей ему эффективно участвовать во всех видах работы с информацией: получении, накоплении, кодировании и переработке любого рода, в создании на этой основе качественно новой информации, ее передаче, практическом использовании:
— на личностном уровне информационная культура включается в общую структуру личности наряду с культурой интеллектуальной, мировоззренческой, эстетической, нравственной, коммуникативной: ее формированию должна способствовать специально ориентированная система культурологического образования;
— на профессиональном уровне информационная культура — это система ценностей-регуляторов профессиональной деятельности (аксиологический подход); предпосылка, цель, способ, инструмент профессиональной деятельности, уровень самореализации в ней, ее результат и критерий оценки (деятельностный подход); концентрированное выражение личности специалиста (личностный подход), процесс создания мира культуры в себе, при котором происходит индивидуальная, личностная актуализация заложенных в ней смыслов (культурологический подход).
Развитие информационной культуры личности напрямую зависит от системы, в рамках которой осуществляется подготовка специалиста в целом, и специалиста образования в области безопасности жизнедеятельности, в частности. В рамках высшего профессионального образования необходимым условием развития информационной культуры личности является информационная подготовка будущего специалиста образования.
Информационная подготовка — обязательная составляющая образовательного процесса, направленная на подготовку специалистов, способных эффективно применять средства информационных и коммуникационных технологий в процессе осуществления своей профессиональной деятельности [И.В. Роберт].
Обобщенный анализ научных работ в области информационной подготовки студентов, виды информационной деятельности, определенные Институтом информатизации образования РАО, и анализ деятельности специалистов образования в области безопасности жизнедеятельности позволяют уточнить понятие информационная культура специалиста образования в области безопасности жизнедеятельности.
Информационная культура специалиста образования в области безопасности жизнедеятельности представляет собой интегративное профессионально-личностное качество, позволяющее специалисту:
— эффективно взаимодействовать с социально-информационной средой общества;
— проводить поисковую исследовательскую деятельность с использованием информационных и коммуникационных технологий;
— строить информационные модели изучаемых процессов и явлений и анализировать эти модели с помощью автоматизированных информационных систем;
— осознавать правовую ответственность за совершаемые действия с помощью информационных и коммуникационных технологий;
— знать потенциальные возможности современных информационных и коммуникационных технологий и уметь использовать эти возможности в профессиональной деятельности.
Опираясь на психолого-педагогические и методические источники, мы выделяем следующие компоненты информационной культуры специалиста образовании в области безопасности жизнедеятельности:
— социальный компонент, который определяет культуру поведения в информационном обществе, осознание личной ответственности за характер распространяемой информации, систему внутренних принципов и убеждений, препятствующих распространению социально-деструктивной экономической информации и дезинформации, манипулированию сознанием людей;
— коммуникативный компонент, который характеризует культуру поисковой и исследовательской деятельности по профессиональным проблемам с использованием информационных и коммуникационных технологий, ответственное отношение к экономическому сотрудничеству, деловым контактам посредством информационных и коммуникационных технологий, умение работать в группе через компьютерные сети;
— моделирующий компонент, который заключается в умении обобщать, систематизировать новое знание из уже усвоенного, выявлять связи и отношения между отдельными элементами экономического знания, в умении строить и анализировать информационные модели изучаемых процессов с помощью автоматизированных информационных систем;
— правовой компонент, который заключается в культуре защиты информации от субъектов информационных отношений, в осознанной правовой ответственности за совершаемые действия с помощью информационных и коммуникационных технологий, в соблюдении авторских прав разработчиков программных продуктов, в знании правовых норм и принципов заключения экономических договоров, в соблюдении законов социально-экономической деятельности с использованием информационных и коммуникационных технологий;
— профессиональный компонент, который заключается в культуре применения информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности: системном владении профессионально-информационными знаниями, информационными технологиями, стандартизированным и профессионально-специализированным программным обеспечением и в умении использовать их в процессе принятия решений в профессиональной деятельности.
Кроме того, основой содержания информационной культуры специалиста образования в области безопасности жизнедеятельности должны стать знания об информационной среде, законах ее функционирования, а также умение ориентироваться в информационных потоках.
Проведенный анализ позволил выделить следующее примерные компоненты в содержании информационной культуры будущего специалиста образования в области безопасности жизнедеятельности:
Знаниевая составляющая:
— система общенаучных и общеучебных знаний;
— понятия об информации, информационных системах и современных информационных технологиях;
— понятие об информационных процессах в природе и обществе, о месте и функциях информации в системе наук
— знания об информационной среде, законах ее функционирования, а также некоторый объем метазнаний,
— знание информационных источников и особенностей информационных потоков в своей сфере профессиональной деятельности;
— совокупность знаний и умений по сбору, хранению, преобразованию, использованию и передаче информации с помощью современных информационных технологий;
— знание способов защиты от негативного воздействия информации и умении применять требуемые средства и методы защиты от такого воздействия;
— знания о возможных вариантах реализации информационных потребностей широкого диапазона.
Деятельностная составляющая:
— практическое освоение инструментария информационных технологий, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты;
— умения чтения, письма, счета, структурирования материала, конспектирования, реферирования, письменного и устного изложения, экспериментальные умения, умение работать с таблицами графиками, организационные, оценочные, контрольные умения
— умение извлекать информацию из различных источников: как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать;
— умение отбирать информацию, найденную из различных источников, ранжировать ее по степени адекватности запросу и важности;
— готовность к человеко-машинному взаимодействию;
— устойчивые навыки по использованию технических устройств информатизации;
— умение взаимодействовать на достаточном информационном уровне со всеми участниками информационно-коммуникационного процесса;
— умение осуществлять информационную деятельность,
— умение ориентироваться в информационных потоках;
— умения и навыки сохранения информации для повторного использования;
— разумное соблюдение нравственных, морально-этических и правовых норм обращения с информацией и информационными технологиями.
Таким образом, информационная культура включает в себя гораздо больше, чем простой набор навыков технической обработки информации с помощью компьютера и телекоммуникационных средств. Информационная культура должна стать частью общечеловеческой культуры. Культурный (в широком смысле) человек должен уметь оценивать получаемую информацию качественно, понимать ее полезность, достоверность
Формирование информационной культуры личности является социальным заказом данного этапа развития общества, т.к. культура строящегося информационного общества будет определяться уровнем культуры людей. Кроме того, в ближайшее время успешность информатизации в той или иной стране будет определять роль и место этого государства в мировом сообществе.
Литература
1. Карпичев B.C. Организация и самоорганизация социальных систем / В.С. Карпичев. — М., 2001. — С. 31.
2. Национальная доктрина образования в Российской Федерации / Постановление Правительства РФ
3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. — М., 1995. — С. 245.
4. Российская социологическая энциклопедия / Под ред. Г. В. Осипова. — М., 1999. — С. 170.
5. Современная научная картина мира: словарь. — М., 1997. — С. 85.
6. Федеральный закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа1996 г. № 125 ФЗ с изменениями и дополнениями на 31 декабря2005 г. // Собрание законодательства РФ от 26 августа1996 г, № 35, ст. 4135.
7. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. — М.: Республика, 2001. — 720 с.
8. Философский энциклопедический словарь. — М., 1983. — С. 217.
Опубликовано:
Бояров Е.Н. Информационная культура современного специалиста образования в области безопасности жизнедеятельности / Безопасность жизнедеятельности: наука, образование, практика: материалы II международной научно-практической конференции (28 ноября 2011 года, Южно-Сахалинск): сборник научных статей / сост.: С.В. Абрамова, В.В. Моисеев, Е.Н. Бояров. — Южно-Сахалинск: изд-во СахГУ, 2012. — 208 с. — С. 20−25.
Читать также:
- Совбез одобрил проект основ госполитики в сфере информбезопасности
- Патрушев рассказал о новой стратегии информационной безопасности
- Матвиенко призвала формировать цифровую грамотность россиян
- Совбез одобрил проект основ госполитики в сфере информбезопасности
- Структура информационной образовательной среды подготовки специалиста образования в области безопасности жизнедеятельности